Воскресенье, 22 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Башмачкин изнутри

При очевидной непримечательности и ничтожности Башмачкина симпатии зрителя направлены на его скромную персону.

При очевидной непримечательности и ничтожности Башмачкина симпатии зрителя направлены на его скромную персону.

Фото: Марины ВОРОБЬЁВОЙ

Новгородский «Малый» разобрался, что творится в душе «маленького человека»

В январе в Новгородском театре для детей и молодёжи «Малый» состоялась долгожданная премьера спектакля «Шинель» по повести Николая Гоголя в постановке режиссёра Надежды АЛЕКСЕЕВОЙ.

Известная со школьных лет история о большой мечте маленького человека Акакия Акакиевича в новгородской интерпретации становится целым миром, разыгравшимся в голове Башмачкина. Вслед за героем в этом камерном пространстве, где помещается только большой письменный стол — центр мира, за которым можно переписывать бумаги, обживается и зритель спектакля. Вот тут-то и обнаруживается, что Акакий Башмачкин — только внешне маленький человек, а внутри у него бушует целая симфония.

Внутри него на разные голоса и на все лады любовно к мелочам и деталям звучат Акакий-бунтарь, Акакий-добряк, мечтатель, страдалец, труженик. Вместе они разбирают по полочкам и обсмаковывают каждое событьице, слово и жест со стороны непримечательной, как будто и не случившейся даже внешней жизни Башмачкина. И всё дорого и к месту.

Новый спектакль «Малого» — это история большой мечты маленького человека Акакия Акакиевича Башмачкина, его шинели, которая внезапно становится целым миром.

При очевидной непримечательности Башмачкина и его ничтожности симпатии зрителя, естественно, направлены на его скромную персону. В то время как «значительное лицо» — машина по унификации «маленького человека» — воспринимается как безусловное зло. И лишь по ходу спектакля зритель понимает, что и само «значительное лицо» абсолютно незначительно перед лицом ещё большей значительности. А уж тем более — сил потусторонних. Намекает на это стандартный чепец на голове — атрибут всех ипостасей Акакия. У «значительного лица» он ровно тот же, просто спрятан под богатой шапкой — знаком отличия. Что внутри у «значительного лица» и есть ли там вообще что-то, кроме пустоты, зритель может только догадываться.

Чепец на голове — атрибут всех ипостасей Акакия. Фото Марины ВОРОБЬЁВОЙ

— «Я человек маленький» — как часто нам приходилось слышать эти слова о маленьком человеке. Башмачкин, являясь незаметным титулярным советником в своём департаменте, на самом деле находится в должности «маленького человека», который не вступает ни в какие отношения с системой координат, в которой живёт, пытается не вступать в отношения с начальниками, чтобы сохранить свои отношения с любимым делом — письмом, — рассуждает режиссёр спектакля Надежда Алексеева. — Не обращая внимания даже на то, что узость его интересов высмеивается всеми коллегами. Позиция «я человек маленький, человек, который ничего не может изменить» — это способ жизни, это призвание. Человек внутри экосистемы координат, которую «маленький человек» должен либо принять так же, как свою маленькую смерть, либо всё-таки попытаться каким-то фантастическим образом измениться, чтобы стать человеком. Сам Гоголь любит Акакия Акакиевича, даёт ему пусть житейскую, но мечту — шинель, а потом её отбирает и разрушает его мир. Настолько, что маленький человек умирает, но новый фантастический герой-мститель летит дальше. Гоголь не был бы Гоголем, если бы не сказал, что маленький человек, лишённый своего страха, страшен даже после смерти.

Сегодняшняя актуальность спектакля, как и первоисточника, не вызывает сомнений. Ведь всякий сидящий в театральном зале — так или иначе «маленький человек»: редко что-то себе позволяет, часто послушно терпит. Однако же… У каждого имеется собственная шинель и риск её потерять.

В постановке заняты Елена Федотова, Марина Вихрова, Кристина Машевская, Алексей Коршунов, Алексей Тимофеев и Андрей Данилов.

Теги: театр, малый, Великий Новгород, Шинель, спектакль

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» бутафор «заготовила» сотни наливных яблочек.

И швец, и жнец

Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий

11.12.2024 | Культура

Вдохнуть жизнь в Умку попробует Валерия Горелкина (на фото слева) под руководством режиссёра Натальи Красильниковой (на фото справа).

Тот самый медвежонок

Новгородский театр драмы готовит новогодний детский спектакль «Умка»

11.12.2024 | Культура

Выставка даёт возможность вовлечься в действие рассказа не только эмоционально, но и физически, прикасаясь к предметам того времени.

«Только вёрсты полосаты попадаются одне…»

До весны новгородцы и гости города могут попутешествовать по тракту Москва – Петербург вместе с Пушкиным

04.12.2024 | Культура

По задумке авторов выставочный проект «…изм» имеет своей задачей показать сегодняшний день нереалистического искусства. Перед художниками поставлен вопрос: «Способен ли абстракционизм, активная фаза которого прошла уже в середине XX века, породить новые смыслы или формы?»

«…изм» и другие

Осень Новгородский центр современного искусства проводил пятью новыми выставками

04.12.2024 | Культура

Новые театральные добровольцы проведут с «Малым» три зимних месяца.

Зимняя смена

В новгородском театре «Малый» объявлен очередной набор волонтёров

27.11.2024 | Культура

Спустя 12 лет в Великом Новгороде восстановили постановку про святых Петра и Февронию.

Маленькое чудо

Новгородский композитор Александр Леонов рассказал, как создавал музыку к «Сказанию о Петре и Февронии»

27.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА