Новгородский «Малый» разобрался, что творится в душе «маленького человека»
В январе в Новгородском театре для детей и молодёжи «Малый» состоялась долгожданная премьера спектакля «Шинель» по повести Николая Гоголя в постановке режиссёра Надежды АЛЕКСЕЕВОЙ.
Известная со школьных лет история о большой мечте маленького человека Акакия Акакиевича в новгородской интерпретации становится целым миром, разыгравшимся в голове Башмачкина. Вслед за героем в этом камерном пространстве, где помещается только большой письменный стол — центр мира, за которым можно переписывать бумаги, обживается и зритель спектакля. Вот тут-то и обнаруживается, что Акакий Башмачкин — только внешне маленький человек, а внутри у него бушует целая симфония.
Внутри него на разные голоса и на все лады любовно к мелочам и деталям звучат Акакий-бунтарь, Акакий-добряк, мечтатель, страдалец, труженик. Вместе они разбирают по полочкам и обсмаковывают каждое событьице, слово и жест со стороны непримечательной, как будто и не случившейся даже внешней жизни Башмачкина. И всё дорого и к месту.
Новый спектакль «Малого» — это история большой мечты маленького человека Акакия Акакиевича Башмачкина, его шинели, которая внезапно становится целым миром.
При очевидной непримечательности Башмачкина и его ничтожности симпатии зрителя, естественно, направлены на его скромную персону. В то время как «значительное лицо» — машина по унификации «маленького человека» — воспринимается как безусловное зло. И лишь по ходу спектакля зритель понимает, что и само «значительное лицо» абсолютно незначительно перед лицом ещё большей значительности. А уж тем более — сил потусторонних. Намекает на это стандартный чепец на голове — атрибут всех ипостасей Акакия. У «значительного лица» он ровно тот же, просто спрятан под богатой шапкой — знаком отличия. Что внутри у «значительного лица» и есть ли там вообще что-то, кроме пустоты, зритель может только догадываться.
— «Я человек маленький» — как часто нам приходилось слышать эти слова о маленьком человеке. Башмачкин, являясь незаметным титулярным советником в своём департаменте, на самом деле находится в должности «маленького человека», который не вступает ни в какие отношения с системой координат, в которой живёт, пытается не вступать в отношения с начальниками, чтобы сохранить свои отношения с любимым делом — письмом, — рассуждает режиссёр спектакля Надежда Алексеева. — Не обращая внимания даже на то, что узость его интересов высмеивается всеми коллегами. Позиция «я человек маленький, человек, который ничего не может изменить» — это способ жизни, это призвание. Человек внутри экосистемы координат, которую «маленький человек» должен либо принять так же, как свою маленькую смерть, либо всё-таки попытаться каким-то фантастическим образом измениться, чтобы стать человеком. Сам Гоголь любит Акакия Акакиевича, даёт ему пусть житейскую, но мечту — шинель, а потом её отбирает и разрушает его мир. Настолько, что маленький человек умирает, но новый фантастический герой-мститель летит дальше. Гоголь не был бы Гоголем, если бы не сказал, что маленький человек, лишённый своего страха, страшен даже после смерти.
Сегодняшняя актуальность спектакля, как и первоисточника, не вызывает сомнений. Ведь всякий сидящий в театральном зале — так или иначе «маленький человек»: редко что-то себе позволяет, часто послушно терпит. Однако же… У каждого имеется собственная шинель и риск её потерять.
В постановке заняты Елена Федотова, Марина Вихрова, Кристина Машевская, Алексей Коршунов, Алексей Тимофеев и Андрей Данилов.
Теги: театр, малый, Великий Новгород, Шинель, спектакль