Пятница, 22 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Башмачкин изнутри

При очевидной непримечательности и ничтожности Башмачкина симпатии зрителя направлены на его скромную персону.

При очевидной непримечательности и ничтожности Башмачкина симпатии зрителя направлены на его скромную персону.

Фото: Марины ВОРОБЬЁВОЙ

Новгородский «Малый» разобрался, что творится в душе «маленького человека»

В январе в Новгородском театре для детей и молодёжи «Малый» состоялась долгожданная премьера спектакля «Шинель» по повести Николая Гоголя в постановке режиссёра Надежды АЛЕКСЕЕВОЙ.

Известная со школьных лет история о большой мечте маленького человека Акакия Акакиевича в новгородской интерпретации становится целым миром, разыгравшимся в голове Башмачкина. Вслед за героем в этом камерном пространстве, где помещается только большой письменный стол — центр мира, за которым можно переписывать бумаги, обживается и зритель спектакля. Вот тут-то и обнаруживается, что Акакий Башмачкин — только внешне маленький человек, а внутри у него бушует целая симфония.

Внутри него на разные голоса и на все лады любовно к мелочам и деталям звучат Акакий-бунтарь, Акакий-добряк, мечтатель, страдалец, труженик. Вместе они разбирают по полочкам и обсмаковывают каждое событьице, слово и жест со стороны непримечательной, как будто и не случившейся даже внешней жизни Башмачкина. И всё дорого и к месту.

Новый спектакль «Малого» — это история большой мечты маленького человека Акакия Акакиевича Башмачкина, его шинели, которая внезапно становится целым миром.

При очевидной непримечательности Башмачкина и его ничтожности симпатии зрителя, естественно, направлены на его скромную персону. В то время как «значительное лицо» — машина по унификации «маленького человека» — воспринимается как безусловное зло. И лишь по ходу спектакля зритель понимает, что и само «значительное лицо» абсолютно незначительно перед лицом ещё большей значительности. А уж тем более — сил потусторонних. Намекает на это стандартный чепец на голове — атрибут всех ипостасей Акакия. У «значительного лица» он ровно тот же, просто спрятан под богатой шапкой — знаком отличия. Что внутри у «значительного лица» и есть ли там вообще что-то, кроме пустоты, зритель может только догадываться.

Чепец на голове — атрибут всех ипостасей Акакия. Фото Марины ВОРОБЬЁВОЙ

— «Я человек маленький» — как часто нам приходилось слышать эти слова о маленьком человеке. Башмачкин, являясь незаметным титулярным советником в своём департаменте, на самом деле находится в должности «маленького человека», который не вступает ни в какие отношения с системой координат, в которой живёт, пытается не вступать в отношения с начальниками, чтобы сохранить свои отношения с любимым делом — письмом, — рассуждает режиссёр спектакля Надежда Алексеева. — Не обращая внимания даже на то, что узость его интересов высмеивается всеми коллегами. Позиция «я человек маленький, человек, который ничего не может изменить» — это способ жизни, это призвание. Человек внутри экосистемы координат, которую «маленький человек» должен либо принять так же, как свою маленькую смерть, либо всё-таки попытаться каким-то фантастическим образом измениться, чтобы стать человеком. Сам Гоголь любит Акакия Акакиевича, даёт ему пусть житейскую, но мечту — шинель, а потом её отбирает и разрушает его мир. Настолько, что маленький человек умирает, но новый фантастический герой-мститель летит дальше. Гоголь не был бы Гоголем, если бы не сказал, что маленький человек, лишённый своего страха, страшен даже после смерти.

Сегодняшняя актуальность спектакля, как и первоисточника, не вызывает сомнений. Ведь всякий сидящий в театральном зале — так или иначе «маленький человек»: редко что-то себе позволяет, часто послушно терпит. Однако же… У каждого имеется собственная шинель и риск её потерять.

В постановке заняты Елена Федотова, Марина Вихрова, Кристина Машевская, Алексей Коршунов, Алексей Тимофеев и Андрей Данилов.

Теги: театр, малый, Великий Новгород, Шинель, спектакль

РЕКЛАМА

Еще статьи

Семья Сидоровых с удовольствием выступает на различных мероприятиях и фестивалях, радуя окружающих своим творчеством.

Музыка нас связала

Звонкоголосую семью Сидоровых и их гармошку хорошо знают не только в Боровичах, но и далеко за пределами Новгородчины

20.11.2024 | Культура

Актёры Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского уже приступили к репетициям нового спектакля.

Я — никто?!

В новом спектакле театр драмы покажет зрителям маленького человека и его большие амбиции

20.11.2024 | Культура

Новая кровля Петропавловского храма будет такой же, какой её видели новгородцы в XII

На Синичьей горе

На храме Петра и Павла, построенном новгородцами в XII веке, проводятся масштабные реставрационные работы

13.11.2024 | Культура

Губернатор Андрей Никитин приветствовал участников и гостей фестиваля. Ведущим церемонии открытия стал актёр и режиссёр, президент фестиваля народный артист России Михаил Пореченков.

Чтобы слышать время

Фестиваль театральных искусств имени Достоевского нашёл другой формат, но уже устремился в новый поиск

06.11.2024 | Культура

Гостей фестиваля вновь ждёт погружение в классику. Но на этот раз — и не только.

Достоевский. Новое

Знаковый театральный фестиваль сменил формат и расширил масштабы

30.10.2024 | Культура

Фильм представили продюсер Сергей Сельянов и исполнительный продюсер Наталья Смирнова. Проект снят кинокомпанией СТВ при поддержке Фонда кино.

Есть искра

Премьерный показ «Огнива» в Великом Новгороде не оставил зрителей равнодушными

23.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА