Понедельник, 14 апреля 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Не Мста, а мистика какая-то

Кое-кто в Боровичах уверяет, что мальчик Онфим рисовал и писал это сам.

Кое-кто в Боровичах уверяет, что мальчик Онфим рисовал и писал это сам.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

В Музее изобразительных искусств открылась экспозиция боровичской керамики

К нам приехали боровичские керамистики. Как их ещё представить, если они сами назвали свою выставку так — «Мстинская КераМистика»? А почему, кстати? В чём же будоражащая воображение тайна?

— В перевоплощении, — сказал генеральный директор керамического производства «Мстинская гончарня» Сергей ТИХОНОВ. — Смотрите…

Бронзовая птица! Нет, это совсем не про одноимённое советское кино. Да, тут есть медная глазурь, но изделие-то полностью керамическое.

— Если мы воспользовались бы электрической печью, то уточка наша оказалась бы зелёной, — продолжал Сергей Викторович. — Потому что в таких условиях медь окисляется. А при дровяном обжиге можно получить бронзовый эффект.

Перевоплощается и оксид железа, приобретая нежно-голубой оттенок. И много чего ещё. «Клава» творит чудеса. Это печь. Её так и зовут — «Клавдия». Потому что её создал француз Клод Ассаж. А Клод — от римского имени Клавдий. А при переезде в Россию он перевоплощается в русскую печь. Всё же просто.

И вот тут художник-керамист Елена РОГАЛЁВА изменила условия задачи:

— Есть нюансы: какие дрова, какой ветер, какие люди у печи…

И ты уже стоишь и думаешь, надо ли задавать следующий вопрос — вдруг это потом отразится на процессе? И где гарантия, что в положительном направлении? Нет, говорят, сомнение — это нормально. Даже необходимо, ведь в творчестве, как в науке, прорыв происходит через эксперимент. Вот и ладненько. А чего я спросить-то хотел? Мистика…

В феврале этого года «Мстинской гончарне» исполнилось семь лет. Вроде немного. Но вполне хватило, чтобы пройти путь от идеи возрождения традиционного для Боровичей художественного промысла к достойному творческому результату. 

Плоды своих трудов «Мстинская гончарня» пожала уже прошлой осенью. Сентябрь — коллектив становится лауреатом Всероссийского конкурса «Заповедный сувенир». Ноябрь — дебютирует с экспозицией во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве. И вот, наконец, первая выставка в Великом Новгороде. Поскольку столица была раньше, то это, конечно, так, проездом.

Керамистики Сергей Тихонов, Елена Рогалёва и Татьяна Шидловская. Фото Василия ДУБОВСКОГО

У Елены Рогалёвой её личный творческий маршрут ещё интереснее: родилась в Самаре, жила в Москве, Переяславле-Залесском. В Боровичах оказалась в поисках глин и глазурей. Глины оказались наилучшими из всех, какие прежде видела. Хоть бы и за границей — хоть в Турции, хоть в Испании. Но самое главное — что произошло с художницей в Боровичах: она «влюбилась в дровяной обжиг». В более романтической версии её «укусил бог огня».

Ещё одна участница выставки в Музее изобразительных искусств перебралась к нам из Петрозаводска.

— Раньше я была вашей коллегой, — Татьяна ШИДЛОВСКАЯ, гончар-керамист, кивнула на мой диктофон.

Однажды она приехала в Боровичи взять интервью у Сергея Тихонова. С тех пор или почти с тех пор журналистика для неё где-то на втором плане. Ничего не бывает случайно:

— Я никогда раньше не занималась керамикой. И в роду у меня не было гончаров. Но мне снился гончарный круг!

Не иначе, её тоже вёл бог огня.

Местные и приезжие, художники и маркетологи — все они теперь одна команда «Мстинской гончарни».

Тарелочки, фигурочки, кувшинчики — экспозиция не так уж велика. Но всё это красиво. Да, а как попал сюда неолитический сосуд? О, да это отдельный рассказ! Начиная с культуры ямочно-гребёнчатой керамики, образцы которой археологи (и, видимо, не только они) находили на берегах Мсты. Конечно, это стилизация. Современный «неолит» — это не только обожжённые глина и песок. Там довольно хитрая консистенция. Но это так патриотично — отдать дань уважения своим первобытным землякам.

Есть на выставке и такой необычный экспонат, как осколки несостоявшихся шедевров. Волшебный обжиг, он такой — то вознесёт, то огорчит. Но посуда бьётся на счастье.

Теги: Великий Новгород, Музей изобразительных искусств, выставка, боровичская керамика, Мстинская гончарня

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Муза» открыта для всех», — утверждает Юрий Саламонов.

Пробудите дремлющий талант

Как небольшой литературный салон в провинциальном городе смог превратиться в творческое событие всероссийского масштаба

09.04.2025 | Культура

Фестиваль «Царь-Сказка» соберёт зрителей в театре, музее и библиотеке.

Для детей и взрослых

Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» пройдёт в Великом Новгороде с 25 по 29 апреля

09.04.2025 | Культура

В кабинете профессора Преображенского мораль уходит на второй план, уступая место... чему?

Шарик и звери

Почему главный герой новгородской версии «Собачьего сердца» — не человек?

02.04.2025 | Культура

Территорию вокруг Центра культурного развития тоже благоустроят. Визуализация предоставлена администрацией Хвойнинского округа

Счастливый билет

На месте старого кинотеатра в Хвойной построят современный Центр культурного развития

12.03.2025 | Культура

Запись телеверсии новгородского спектакля прошла 7 марта.

Да здравствуют принц и дочь великана!

Спектакль новгородского театра «Малый» включён в «Золотой фонд театральных постановок России»

12.03.2025 | Культура

Анна Крайнюкова — одна из немногих, кто владеет профессией тапёра.

Голос Великого немого

Что привлекает молодого новгородского музыканта и композитора Анну Крайнюкову в профессии тапёра

12.03.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 09.04.2025 года

РЕКЛАМА