В Старой Руссе прошло первое представление возрождённого летнего театра
В июне, в сезон по-петербуржски белых ночей, когда тёплый свет задерживается в окнах старых домов, город не спешит засыпать. В один из таких вечеров тишину развеяло звучание гитары и романсов. Во дворе музея романа «Братья Карамазовы», камерном, почти домашнем, прошло первое представление нового проекта Новгородского музея-заповедника — летнего театра «Вечера у Карамазовых».
В пространстве романа
Театр возвращается в Старую Руссу в необычном формате — живом, интерактивном. Музей превращается в сцену, а экспозиция — в пространство действия. Между героем и зрителем нет преград, здесь каждый гость — соучастник.
Спектаклю предшествует небольшая экскурсия. Вместо привычного экскурсовода — один из героев. Кто это будет — Фёдор Павлович, Катерина Ивановна или, может быть, Алёша — зрители узнают только при входе. Вместе с ним они пройдут через интерьеры, воссозданные по описаниям из романа: гостиную, трактир, келью — и незаметно для себя окажутся внутри литературной реальности.
— Мы хотим показать героев писателя в их естественной среде — там, где они были задуманы, — объясняет заведующая музеем Ф.М. Достоевского Юлия ЮХНОВИЧ. — Это не спектакль и не лекция, а живая встреча с Фёдором Михайловичем: в его городе, среди рукописей и личных вещей, в доме, где живут персонажи.
Все представления — моноспектакли, камерные драмы, музыкальные вечера — выстроены вокруг прозы и писем писателя.
В проекте участвуют актёры из Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода — и каждый из них даёт свой ответ на вечные вопросы, которые Достоевский ставил более века назад.

Город как сцена
На старорусские целебные воды съезжались дамы и господа из обеих столиц. В городе появилась одна из первых в России железнодорожных станций, работал телеграф, отправлявший сообщения на трёх языках. Был театр, причём ставили Островского, Шекспира, Ибсена, Тургенева. И конечно, в числе зрителей бывали Достоевские. «Сегодня в саду открытие театра (…), цены высоки, но хотел было пойти для знакомства», — пишет Фёдор Михайлович. Анна Григорьевна, вторя супругу, отмечает: «…я была в театре и весело провела вечер. Труппа огромная и очень порядочная».
Наверное, Старая Русса со своей историей и без Достоевского была бы городом с именем. Но как это без Достоевского?! Это невозможно! Здесь у него был единственный в его жизни собственный дом. Церкви, улицы, мосты — он знал их до мельчайших деталей. Здешние места — Малашка, Перерытица, Мининский переулок — часть его прозы.
Идея «Вечеров у Карамазовых» — это попытка вернуть городу его звучание.
— Хочется создать точку притяжения, — говорит советник генерального директора Новгородского музея-заповедника и один из авторов проекта Исак ФРЕЙДМАН. — Не только для туристов, но и для тех, кто ищет в искусстве не форму, а содержание. Ведь Достоевский — про каждого из нас. Его герои сомневаются, верят, предают, каются. Мы все — немножко Карамазовы.
История с продолжением
Музейщики завершают приготовления: настраивают свет и звук, высаживают цветы, стремясь к совершенству в деталях. И эти приятные хлопоты, и вообще сам проект — они стали необходимы и возможны потому, что именно теперь всё нашлось и совпало: идея, театральные коллективы, партнёры (компания «Черноголовка» помогла в благоустройстве музейного дворика). Но театр, возрождённый на берегах Полисти, пока только обретает свой голос. И это ещё не превращает Старую Руссу снова в культурную жемчужину Северо-Запада. Так каким же может и должно быть будущее?
— Старорусская земля — это место с сильной культурной традицией, — считает Юлия Юхнович. — И мы не просто её сохраняем, мы её продолжаем. Достоевский писал: «Жизнь задыхается без цели». А ещё — «Жить без надежды — значит перестать жить». У нас есть цель. И есть надежда. Будет и жизнь. У города, у театра, у Достоевского…
От «Мечтателя» до Смердякова
Проект включает семь вечеров — спектакли будут проходить по субботам с июня по август. Первое представление прошло 6 июня.
14 июня зрители увидят «Мечтателя» — моноспектакль Георгия Пепеляева по повести «Белые ночи». Анна-Виктория Веневитинова исполнит роль Настеньки и расскажет её историю любви. В этом спектакле много воздуха, света и ожидания, но в финале остаётся тихая боль: даже встреча бывает одиночеством.
28 июня, 19 июля и 30 августа в программе — «Секретный дом». Татьяна Каретина объединила прозу Достоевского, рассказы Варлама Шаламова и размышления Дмитрия Лихачёва в спектакль-исповедь, лишённый декораций и условностей. Тексты «Записок из Мёртвого дома» и рассказа «Акулькин муж» складываются в историю о гордости, любви и покаянии. А из XX века в спектакль приходит образ Шелгунова — утратившего веру интеллигента.
9 августа — спектакль «Разговоры», поставленный студией Алексея Левинского на материале «Братьев Карамазовых». Иван Карамазов встретится со Смердяковым и чёртом. В диалогах персонажей — столкновение разных философий, бой человека с самим собой, со своим страхом и отчаянием.
16 августа прозвучат романсы в исполнении Ольги Яунзен и Петра Шалимо. Это — музыкальное путешествие в ту Старую Руссу, где по вечерам играл полковой оркестр, а дамы гуляли, нарочито небрежно обмахиваясь веерами.
Автор: Светлана ДУБОВСКАЯ
Теги: Старая Русса, Карамазовы, Достоевский