Храм Ильи Пророка на Славне в Великом Новгороде снова ожил. Снова тут появились реставраторы, шумит техника, разгружают стройматериалы... После того как в 2014 году его передали местной общине Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), к спасению памятника подступались два подрядчика — питерские «Гранд» и «АВК-Групп».
Первого хватило на три года — с 2016-го по 2018-й, второй работал с 2018-го по 2019-й. К обоим возникли вопросы у государственного заказчика — российского Минкультуры, где посчитали, что подрядчики работали недобросовестно. Контракты расторгли, и у самого грозного святого были все причины для гнева. Может, гром, который порой рокочет над безглавым храмом, как раз по этому поводу?
Храм — склад — дом
Но дело не встало. В 2022 году бывший губернатор Новгородской области Андрей Никитин, зимой этого года назначенный на пост замминистра транспорта России, пообещал, что попытается помочь разрушающейся церкви, являющейся, между прочим, памятником федерального значения. Как поведал нам настоятель новгородской общины РПСЦ иерей Александр ПАНКРАТОВ, экс-глава региона бывал здесь и был потрясён историей церкви и масштабом беды.
После серии новых обращений в Минкультуры, которые шли не только из Великого Новгорода, но и из Москвы — от митрополита Корнилия, предстоятеля РПСЦ, в апреле 2025 года Министерство вновь объявило конкурс на реставрацию, выделив на это 270 млн рублей. В мае определился победитель — московская компания «Равелин», около 10 лет занимающаяся реставрацией памятников. Её специалисты, к слову, спасают ещё одну новгородскую святыню — храм Петра и Павла XII века на Сильнище, или Синичьей горе. «Синичку» — как ласково говорят реставраторы.
Ильинская церковь, спрятавшаяся в старой части города, в самом начале Знаменской улицы, ждёт восстановления давно. Во время Великой Отечественной войны был пробит купол, но до реставрации тогда так и не дошло. Сначала здесь был склад, но после того как глава обрушилась, в конце 1950-х годов, когда в послевоенном городе остро не хватало жилья, его приспособили под жилой дом. Внутри поместилось четыре этажа — храм действительно очень просторный. И на самом деле двухэтажный — подклет и основной объём.
Время шло, в городе строили нормальные дома, но Ильинский храм по-прежнему напоминал коммуналку. За памятником закрепилась репутация «древнейшей жилой церкви» в Новгороде. Или «древнейшего жилого дома». Слишком грустная ирония. Постепенно волна возвращения храмов Церкви дошла и до Знаменской улицы. Правда, после того как в 2011 году здесь расселили последние квартиры, собственник храма — Росимущество — ещё какое-то время разрешил размещаться в подвале овощебазе. Наверху находились мастерские художников, которые оставались здесь до начала реставрации. Напоминанием о тех годах остались пробитые в стенах дополнительные окна и бетонная лестница с перилами — первое, что видишь, оказавшись внутри.
Нынешние пользователи памятника — новгородские старообрядцы — много сделали для его спасения. Первым делом снова водрузили крест на храм. И принялись составлять одно за другим письма в Министерство культуры с просьбами помочь в деле реставрации. Теперь надежды прихожан связаны с «Равелином».
Вода и мороз
Вода камень точит. Так можно сказать, наверное, про каждый храм, реставрация которого затянулась на годы. Отсутствие качественной кровли привело к протечкам — от дождей и снега. Мощные стены, построенные по новгородской традиции из ракушечника и плитняка, по неумолимым законам физики стали разрушаться: сначала пропитывались влагой, которая в морозы замерзала, а затем распирала камень изнутри.
Пока вместе с прорабом «Равелина» Александром ДМИТРИЕВЫМ мы обошли всю церковь, от подклета до самого верха, где после реставрации появится купол, он не раз колупнул ногтем то в одном, то в другом месте — стены в ответ осыпались.
— Вот здесь алтарь. Тут — дьяконник, — показывал он. — Классический новгородский храм.
— А это что? — спрашиваю про несколько отверстий в стене.
— Голосники. Чтобы акустика была хорошая.
Голосники — вмурованные в толщу стены горшки. Во времена, когда храм ещё был домом, их, конечно, заделали, но теперь очистят и, как и в старину, восстановят хоры, к которым ведёт внутристенная лестница.
Сейчас основная задача столичных реставраторов — вернуть стенам былую крепость, а уже потом переходить к восстановлению первоначального облика и исторических элементов.
Главная заповедь — по максимуму сохранить «родные» части церкви, большинство из которых дошли до наших дней. Пока рабочие занимаются вычинкой разрушенных кирпичей, чтобы заменить их новыми.

Если для «Синички» реставраторам потребовалось изготавливать на заказ плинфу, довольно тонкий и широкий кирпич, который использовали для строительства древних церквей, то строители Ильинского храма в XV веке пользовались большемерами. Они толще, чем изящная плинфа, но тоньше, чем кирпичи на современных стройках. А также длиннее и шире. Партию большемеров москвичи уже заказали.
Кладочный раствор тоже будет историческим — никакого цемента, только известь и песок. Это необходимо, чтобы постройка могла «дышать» и не напитываться влагой, но путь воде преградит новая кровля. Храм украсит не только восстановленный купол, но и завершение одного из приделов.
Когда реставрация завершится, новгородская община РПСЦ планирует возобновить службы в храме, обустроить в подклете приют для паломников, а в обходной галерее открыть музей — не только для верующих, но и для всех, кому интересна история Ильинского храма и старообрядчества.
Десять веков Ильинского храма
Храм Ильи Пророка на Знаменской улице, который мы видим сейчас, построили в 1455 году на месте более древней деревянной церкви, стоявшей уже в начале XII века на Славне, — так называли холм. Он просматривается с Софийской стороны и дал название всей этой части города — Славенскому концу. Место легендарное. Есть теория, что здесь находилось древнейшее славянское поселение в Новгороде, и именно Славне мы обязаны появлением слова «славяне». Отсюда советский археолог, академик Артемий Арциховский начал свои раскопки в довоенные годы.
Впервые Ильинский храм летописец упоминает под 1105 годом — по случаю пожара. Он ещё не раз горел, пока в 1198 году не решили заложить «церковь камяну». В 1455 году её по решению известного новгородского архиепископа Евфимия разобрали и поставили новую «на старой основе». По инициативе владыки в Новгороде тогда поновили не один храм. Развернувшиеся в разных концах города работы даже назвали Евфимиевскими реставрациями.

Это значит, что фундамент, на котором и сегодня стоит Ильинская церковь, на два века старше её самой. Под ним находится ещё более древнее кладбище, которое открыли во время археологических исследований. Их проводил здесь Санкт-Петербургский государственный университет под руководством Ильи Антипова. Получилось, что Илья-археолог Илье-святому помогал.
Считается, что по своей форме храм похож на своего предшественника XII столетия, а тот очень напоминает ровесника — церковь Спаса Преображения на Нередице. Построенный крестом — четвериком — храм с одной главой в центре. Такой же лаконичный и стройный, только больше. Главное отличие — обходная галерея с трёх сторон. Паперть датируют XV и XIX веками. Стены церкви не были расписаны, это мог себе позволить не каждый приход.
Теги: Великий Новгород, храмы, церковь Ильи пророка, реставрация