Машину времени в Великом Новгороде всё ещё не изобрели, но к решению вопроса приблизились максимально близко: уже в сентябре любознательные новгородцы и гости города без лишних физических усилий смогут на пару часов перенестись в прошлое. Конкретно — в начало сентября 1862 года, когда дочиста вымытый, наряженный, в приподнятом настроении Новгород встретил весь цвет государства во главе с Императорским домом и Александром II на открытии памятника «Тысячелетие России».
Это чудо стало возможным благодаря по крупицам собранной иммерсивной двухчасовой аудиопрогулке, над которой работала новгородская команда.
Как рассказал Даниил ДОНЧЕНКО, режиссёр, заслуженный артист России, руководитель проекта, для создания аудиогида были использованы материалы новгородского и петербургского архивов, в том числе подлинная программа церемонии празднества открытия памятника, что делает информацию максимально выверенной и исторически точной. В реализации аудиоспектакля, его научном сопровождении принимал участие и Антон Мартьянов, старший научный сотрудник музея-заповедника, хранитель памятника «Тысячелетие России». Текст прогулки озвучен профессиональными актерами Новгородского театра драмы имени Ф.М. Достоевского.
— В ныне существующих многочисленных экскурсиях, обращающихся к монументу, «Тысячелетие России» становится своеобразным учебником истории, по которому можно проследить основные вехи развития государства, в то время как в центре нашего проекта оказывается сам памятник: детали учреждённого в 1859 году конкурса на лучший проект, восприятие обществом идеи Михаила Микешина, личность скульптора, — рассказал Даниил. — Для постановки аудиоспектакля мы собрали всю возможную информацию из доступных источников.
Первые иммерсивные спектакли нового турпродукта пройдут в Великом Новгороде уже в середине сентября.
Несмотря на то, что аудиоспектакль посвящён памятнику, большая иммерсивная прогулка составила целый маршрут. Участники проходят мимо знаковых мест — тех, где новгородцы встречали высоких гостей по случаю открытия монумента.
— Мы уделили внимание тому, как готовились к открытию памятника, где селили монарших особ, где проходили балы, как встречали гостей, где квартировали полки, куда приглашали на обед, как располагались зрители на трибунах, что им было видно, почему они так располагались, и стремились максимально оживить голос прошлого, — подчёркивает Даниил Донченко.
Маршрут располагается не только в пространстве, но и во времени: сквозь века соединяет события 1862 года и наши дни. «Поучаствовав» в церемонии открытия, экскурсанты перенесутся в начало XX века и помчатся далее и далее по неспокойному историческому руслу к трагическим событиям 1940-х годов, разорённому кремлю и попранным бронзовым фигурам, сброшенным с постамента, — через трагедию к возрождению и новому рассвету, вплоть до наших дней.
Тематически прогулка состоит из трёх частей. Видеоарт в Музее изобразительных искусств знакомит с историей создания памятника через визуальные медиа. Здесь же весьма уместно использована нейросеть. Прогулка по кремлю с героем-проводником позволяет туристам увидеть ключевые локации Новгородского Детинца, так или иначе связанные с памятником. Наконец, завершающая ретроспектива в музее демонстрирует архивные фото памятника и оригинал картины Богдана Виллевальде «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года».
По мнению Ольги Конюховой, заместителя гендиректора Новгородского музея-заповедника по работе с посетителями, просветительским проектам и маркетингу, особая ценность нового аудиоспектакля в том, что проект смог объединить уникальные архивные документы с живой, эмоциональной подачей.
Со сказанным трудно не согласиться: за два часа прогулки гости иммерсива знакомятся с парадной стороной большой истории, прописанной в бесконечном количестве изданий, узнают, насколько подорожали жильё и обеды в местных гостиницах накануне открытия памятника и визита императора, в какие цвета была окрашена палатка для высоких особ на церемонии, с какой точки писал эскиз своей картины Виллевальде, какая звучала музыка, чем украшали улицы и многое-многое другое.
Испытав на себе эффект от насыщенной прогулки, смотреть на родное «Тысячелетие России» прежним взглядом просто невозможно: сам памятник кажется пульсирующим, живым источником, соединяющим не только три века истории, но и два огромных тысячелетия.
Проект создан при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.















