Идея композиции для конкурса ватного мастерства «Россия многоликая: героический эпос» Елене ЧЕСКИДОВОЙ пришла мгновенно. В своей работе она захотела воплотить образы одной из самых красивых легенд, связанных со Старой Руссой: князя Руса, основавшего этот город, и его супруги Полины. По преданию, в её честь реку назвали Полистью. Как известно, сказка — ложь, да в ней намёк.
Елене было важно, чтобы благодаря её участию в этом конкурсе Старая Русса обрела ещё бо́льшую известность. Мужскую фигуру она изготовила в виде русского богатыря-защитника. А женскую сделала тонкой, изящной, раскрывающей руки, словно в танце. Рядом с ней — солеварня, ещё один символ Старой Руссы.
По словам Елены, над ватной скульптурой она трудилась около месяца:
— Можно было бы уложиться и в неделю, но я эту композицию делала так: скрутила вату в форму, остановилась, чтобы через пару дней оценить её свежим взглядом. Если какие-то детали не устраивали, переделывала. Свою работу назвала «Соль земли русской». Высотой она 30 сантиметров, а в ширину — 20. А соль земли, в образном понимании, это и есть мужчины-богатыри, чьи сердца горят отвагой, и женщины, становящиеся их опорой и тылом, заботящиеся о домашних очагах.
«Соль земли русской» выставлена в номинации «Богатырская наша сила — сила воли и сила духа». И уже передана в дар московскому Музею ватной игрушки с рассказом о легенде. А Елене, ставшей финалистом конкурса, прислали приглашение в Совет Федерации для награждения.
Созданием ватных игрушек она увлеклась около пяти лет назад, когда переехала из Благовещенска. Чтобы находиться не так далеко от сына, проживающего в Санкт-Петербурге, почти случайно выбрала Старую Руссу. Здесь почувствовала себя по-настоящему дома. Хотя призналась, что поначалу было непросто:
— Бо́льшую часть жизни я прожила на Дальнем Востоке. Родилась во Владивостоке, окончила художественно-графический факультет Хабаровского педучилища. Но по специальности не работала, занималась организацией мероприятий. В Старую Руссу переехала, когда начинался ковид. Сложилась непонятная для меня ситуация. И от негативных мыслей спасла ватная терапия, когда я медленно что-то склеивала, промазывала. Тем самым переключала внимание с внешнего мира на внутренний. И я всем рекомендую: чтобы стабилизировать душевное состояние, необходимо заниматься творческой работой.
Своим учителем в ватном искусстве она считает мастера из Старой Руссы Наталью Владимировну Андрееву. Побывав на её занятии, Елена вдохновилась данным направлением творчества. А до этого у неё были другие любимые виды рукоделия. Например, ей очень нравилось изготавливать цветы из разных материалов.
— Мне казалось, что ватная игрушка, которая у меня ассоциируется с детством, это что-то сложное. Но оказалось, что это не так. Для изготовления красоты нужны простенькие ресурсы, — сообщила Елена. — Я предпочитаю использовать льняную вату, которую заказываю в Интернете. Она ложится ровнее, мне с ней легче работать. Я предпочитаю делать хара́ктерные игрушки, чтобы они одним внешним видом рассказывали свою историю: обиженная девочка, «надутый» мальчик, цирковой артист.
Свою первую работу, Деда Мороза, она до сих пор хранит. Серьёзно относится к поверью, что нельзя расставаться с первым изделием. Свои лучшие работы раздаривает, а вот те, которые, по её мнению, не совсем удачные — оставляет. Они для неё пример того, как делать не надо.
— Я отношу себя к любителям ватного искусства. Каждый вечер после работы стараюсь занимать себя творчеством. А к тому, чтобы меня причисляли к мастерам, не стремлюсь. К мастерству приводит Всевышний, — уверена Елена.
Следующую ватную скульптуру она собирается посвятить персонажу сказов Павла Бажова — Хозяйке Медной горы.














