Как не бояться белого листа, можно ли общаться в Сети без хамства, стоит ли монетизировать собственный блог или правильнее работать за идею? Эти и другие вопросы в течение двух дней заинтересованные блогингом новгородцы обсуждали с Максимом ДРИМЛИНГОМ, автором одного из самых популярных культурных проектов страны «Театральные люди». А «НВ» москвич рассказал, почему не хочет делать тревел-контент, как давно ведёт блог и когда в последний раз был в отпуске.
— Максим, почему вы пишете про театр и культуру, если политика, развлечения и многое другое зайдёт лучше?
— То, о чём вы говорите, — «быстрый контент». Он, безусловно, зайдёт, потому что актуален в моменте. Но как долго он продержится в сознании? Когда перестаёшь всю эту линию вести, наступает забвение. Если рассматривать с точки зрения рекламы и маркетинга — известно, что многие люди любят жестокость, скандалы, интриги, расследования, факты… Но тут уже вопрос к той аудитории, которая всё это смотрит и слушает. Безусловно, в театральной среде это тоже всё есть, но я не хочу в этом копаться и кормить внутренних бесов и демонов. Я вообще человек мирный и дружелюбный. Изначально хотел и мечтал быть актёром, коим теперь и являюсь. Хочется искусства больше. В этой сфере и развиваюсь.
— Сейчас у канала «Театральные люди» 65 тысяч подписчиков.
— Это в Telegram. И это уровень, дальше которого там сложновато двигаться. Я бьюсь уже год, но продвигаюсь пока миллиметровыми шагами.
— Потому что что?
— А сколько людей вообще ходит в театры? Это небольшой процент на самом деле, но он, к счастью, с каждым годом растёт. Это можно отследить даже по количеству блогеров в театральной теме — в Telegram есть «Театральные люди», «Театральная вешалка», «Слово славы»… Ну и ещё штук десять–двадцать наберётся. А сколько каналов, которые ведут тревел-историю? Тысячи! А про гастрономию? А про моду и дизайн? И один другого популярнее. Хочется верить, что театральный мир будет набирать армию поклонников, а мы этому хоть как-то помогаем. Но если собрать все социальные сети, где есть «Театральные люди», то у меня почти полмиллиона подписчиков соберётся — это оптимистично.
— То есть вы понимаете, что работаете не в самой популярной нише, но при этом не планируете переориентироваться?
— Это мой мир. Это даже нельзя назвать какой-то глобальной миссией… Театр — это образ жизни. Это культ. Я, конечно, много задач ставлю перед собой на канале, пропагандируя этические вопросы — как для зрителей, так и для тех, кто служит в театре. Есть много юмора и прекрасных жизненных историй, про которые можно и нужно говорить, напоминая о чём-то важном.
И мне действительно хочется, чтобы люди чаще ходили в театр, серьёзнее его воспринимали, понимали, что это вообще такое. Что театр бывает разный: экспериментальный, академический, развлекательный. Что в театре не всегда работает «нравится — не нравится». Но пока в театры ходит маленький процент общества, и продвигать интерес сложно. Проще же сходить в кино или погулять. Но в этом и есть азарт. Мы не сдаёмся!
— Что связывает вас с Великим Новгородом?
— В Великом Новгороде я впервые оказался в ноябре 2023 года на театральном фестивале им. Достоевского. Жил здесь порядка 10 дней. Уезжая, подумал, что мне здесь как будто нравится. Но было ощущение, что показалось, — ведь не так много успел увидеть. Потом приехал ещё на пару дней. И снова то же ощущение. Потом следующий визит… Следующий… И не заметил, как затянуло. Теперь каждый раз, когда мне предлагают приехать в Великий Новгород или есть такая возможность, я без лишних вопросов еду. Выяснилось, что мне поводы для визитов сюда не нужны. За этот год я здесь уже в четвёртый раз. Скажу даже больше — новый 2026 год я встречу в Великом Новгороде! Ещё забавно то, что я не люблю общаться с незнакомыми людьми на улицах, а здесь есть необъяснимое желание поговорить со всеми. Вокруг добрые, тёплые и уютные люди, любящие свой город. Не могу объяснить эту магию. Здесь особая атмосфера. А вообще, у меня два любимых места в России, в которые я хочу возвращаться всегда: Домбай и Великий Новгород. Здесь я отдыхаю.
— А бывать в театре для вас — отдых или работа? И каковы, на ваш взгляд, новгородские театры?
— Мне театр нравится настолько, что это образ жизни. В Новгородском театре драмы помимо классических постановок люблю то, что они не боятся ставить эксперименты в виде грантовых лабораторных историй. И хочется, чтобы эксперимента у них было больше, как в «Я покажу тебе чудо» или «Выше ноги от земли». Театр — это же всегда поиск! Меня абсолютно завораживает здание Новгородского театра драмы на набережной — оно располагает к новым открытиям и эмоциям. Считаю, что это вообще один из самых красивых театров страны. С нетерпением жду открытия. «Малый» театр нравится своими интересными находками, и как будто в вопросе эксперимента они даже смелее. Мой любимый спектакль у них — «Принц и дочь великана»: сумасшедший, невозможно красивый, очень классный, драйвовый и живой. Обожаю его всем сердцем.
— О чём говорили со слушателями интенсива в Великом Новгороде?
— Главная идея встречи — чтобы люди ничего не боялись, когда берутся за новое дело. Вот мы и говорили, как уверенно сделать первые шаги, как преодолевать трудности, устраивать коллаборации, развиваться, а не стоять на месте. На самом деле, независимо от сферы деятельности, все люди на старте задаются примерно одинаковыми вопросами. Аудитория получилась очень разношёрстная: юные слушатели и люди с солидным опытом. Когда я увидел, кто пришёл, то даже не сразу понял, для кого именно буду всё это рассказывать, ведь в программе были вопросы не просто про идею, но и про её реализацию. А программа непростая — про PR, маркетинг, коммуникации, законы, этику, статистику. Решил взять упрощённую золотую середину, но так вышло, что юные слушатели сами стали задавать достаточно взрослые, полезные, актуальные вопросы. Получилось поговорить о том, что блогинг — способ мышления, вырабатываемый годами.
— Каким должен быть блогер?
— Блогер должен совмещать в себе очень много профессий: это психолог, пиарщик, маркетолог, редактор, журналист, СММ-щик, юрист, бухгалтер. Самая главная идея — быть честным перед самим собой. И тогда люди к тебе потянутся. Но это если рассуждать о личном блоге. А если ты хочешь исключительно зарабатывать этим деньги, то можно вывести самую настоящую коммерческую бизнес-модель блогинга. И между этими аспектами нужно уметь балансировать.
— А ваша модель?
— Это просто культурная история, которая постепенно меняется так же, как меняюсь и я. «Театральные люди» постепенно эволюционировали, ведь я этим занимаюсь уже 10 лет. Начинался блог очень наивно, потом появилась экспертная составляющая, потом комбинация экспертно-развлекательного характера. Сейчас это какая-то повествовательная история. Меня этот канал держит, заставляет и вдохновляет постоянно что-то делать. Наверное, благодаря ему я не опускаю руки.
— В нашей реальности всё быстро меняется: сегодня твой продукт развивается, а завтра площадка запрещена.
— Каждый блогер должен понимать, что рано или поздно его блог может кончиться. Поэтому ты должен быть компетентным в той сфере, о которой ведёшь блог. Умей работать не только головой, но и руками.
— Что обратная связь говорит о вашей работе?
— Если за 10 лет собралось вместе так много людей, то, наверное, иду верной дорогой. Вообще, максимально открыт для диалога в любой форме. Мне даже в личные сообщения иногда пишут пожелания и замечания, к чему прислушиваюсь. Частенько узнают в театрах или на улицах — что тоже позволяет в разговоре многое выяснить. Досадно, что в последнее время стало очень много ботов, я отключил комментарии — просто не успеваю расчищать, но надеюсь, это временно.
— И что заходит аудитории?
— Честность.
— Ощущаете ли снисхождение к своей профессии блогера со стороны официальных СМИ?
— Слово такое… «снисхождение». Я думаю, что этот конфликт будет вечен, но он милый — как противопоставление кинематографа и театра. Если мы захотим порассуждать на данную тему, то это будет вечный спор.
Многие СМИ считают до сих пор, что блогеры — это какая-то низшая форма организмов, обобщая всех под одну гребёнку. Есть театры, которые живут с тем же мнением. Да и многим театральным критикам блогеры тоже встали поперёк горла. Блогеры в большинстве своём не претендуют на академическое экспертное мнение, но при этом критики тоже ведут свои блоги.
Конечно же, среди блогеров много инфоцыган, но и среди СМИ, извините меня, есть тонны «желтухи». И где тут грань между блогером и СМИ? Несмотря на то, что мы живём и работаем в одном информационном поле, у нас разные задачи и инструменты. Обобщать нельзя. Это элементарная битва за аудиторию. Чем больше аудитория, тем лучше… Каждый переживает конкуренцию по-своему. На эту тему мы можем говорить часами.
— Сколько времени вы тратите на блог?
—У меня нет выходных и отпусков. Вообще. Даже когда уезжаю куда-то в попытке отдохнуть или погулять, я всё равно ежедневно захожу в блог.
— Это тяготит?
— Это как зубы почистить. Я же не занимаюсь тем, что мне не нравится. По пальцам одной руки можно пересчитать дни, когда я не следил за блогом. У меня вообще синдром самозванца. Но именно это защищает от слишком серьёзного отношения к тому, что я делаю, не даёт поймать звезду и подстёгивает развиваться.
















