Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

От бересты к бумаге

Уникальные памятники письменности Древней Руси из фондов музея-заповедника будут представлены на выставке в Эрмитаже Выставка, состоящая полностью из экспонатов Новгородского...

altУникальные памятники письменности Древней Руси из фондов музея-заповедника будут представлены на выставке в Эрмитаже

Выставка, состоящая полностью из экспонатов Новгородского...

...государственного объединённого музея-заповедника, пройдёт в Эрмитаже впервые. На ней будут показаны более 70 раритетных предметов, среди которых берестяные грамоты, церковные книги, письменные принадлежности. Музей-заповедник и Эрмитаж сотрудничают уже около десяти лет. За это время в Великом Новгороде было проведено 11 выставок из фондов музея Санкт-Петербурга.

Как рассказала главный хранитель НГОМЗ Наталья ГОРМИНА, с инициативой проведения выставки «Книга Древней Руси. От бересты к бумаге» выступил сам Эрмитаж. Бесспорно, для коллег из Санкт-Петербурга, не имеющих в своих фондах берестяных грамот, новгородские средневековые послания представляют особый интерес. Но в списке раритетов, на днях уезжающих в Северную столицу, и помимо бересты есть немало уникальных экспонатов.

— Одним из таких является, например, анонимное Евангелие. Книга без указания выходных данных, — поясняет Любовь ЕРЫШЕВА, старший научный сотрудник НГОМЗ, хранитель рукописных и старопечатных книг. — Как мы все знаем, первой русской печатной книгой был «Апостол» печатника Ивана Фёдорова, датированный 1564 годом. Но уже в XVIII веке учёные-исследователи, изучая памятники письменности в крупных хранилищах, находили издания, которые по бумаге определялись, как выпущенные раньше «Апостола». Они были напечатаны разным шрифтом, по-разному оформлены. У нас как раз находится так называемое широкошрифтное Евангелие. Это уже не рукопись, но ещё и не полноценная печатная книга. Там есть элементы рукописи: заставки, например, раскрашены от руки. То есть печатники пробовали, искали именно тот вариант, который был бы оптимальным. Это были пробные варианты. Учёные пришли к выводу, что типография, где печатали эти издания, начала работать в Москве ещё за десять лет до появления типографии Фёдорова. Возможно, там работал и сам книгопечатник со своими помощниками. Должен же он был где-то этому учиться, ведь «Апостол» — книга совершенная в типографском смысле!

Ещё одной уникальной богослужебной книгой, представленной на выставке, является цветная Триодь с рукописной записью писца.
— Это редкий вариант. Потому что писцы, как и иконописцы, зачастую неизвестны, — поясняет Любовь Ерышева. — А тут мы читаем, что книга написана «...рукой многогрешного раба Якова Москвитина».

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Я пойду туда, где ветер…»

«Я пойду туда, где ветер…»

В Музее изобразительных искусств открылась выставка памяти художника Евгения Сущени

26.11.2025 | Культура

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА