Вторник, 16 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Тонны тонов

{thumbimage 150px 1}В новгородском Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» состоялось «Звонарское вече»
Концерт одного из самых самобытных и древних видов музыки был приурочен к 480-летию церкви Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района, которую сейчас бережно сохраняют в «Витославлицах». Один из древнейших деревянных храмов России - большой, трехшатровый, построенный без единого гвоздя - до сих пор сохранил величавость и древние благородные формы. Кстати, в этой церкви начала свою работу и тематическая выставка «Ради храма Твоего», посвященная истории памятника архитектуры.
Спасённая реликвия
Стоит отметить, что история данного храма богата событиями. Церковь была перевезена в «Витославлицы» из Рождественско-Богородицкого мужского монастыря, который находился у села Передки Боровичского района, в 1967 году. 
Древняя обитель немало испытала на своем веку, в том числе и набеги литовцев в XVII веке, во время одного из которых село Передки было сожжено, но церковь устояла. По преданию, в одной из битв враги начали стрелять в чудотворную икону Рождества Богородицы и внезапно ослепли. До наших дней эта икона не дошла, однако удалось сохранить ряд других церковных реликвий и в первую очередь - сам храм.
- Церковь была перевезена в «Витославлицы», так как во второй половине XX века деревянная постройка начала разрушаться, и возникла серьезная опасность потери памятника, - рассказывает заведующая Музеем народного деревянного зодчества «Витославлицы» Людмила ПАРШИНА. - Теперь в Передках осталась лишь одна церковь, а на том месте, где ранее стоял перевезенный сюда храм, сегодня возвышается поклонный крест. Замечу: с тех пор как церковь Рождества Богородицы переехала в Новгород, она открывается для посетителей всего в третий раз. Это памятник архитектуры, но мы все равно чтим его как храм Древней Руси.
Пока что новгородцы и гости города имеют уникальную возможность познакомиться с церковью Рождества Богородицы. На выставке впервые представлены ряд икон храма, каменный крест 1449 года и многое другое. Отдельно стоит сказать о поминальной записке XVII века, в которой мы и сегодня можем прочитать имена погибших во время вражеского нашествия. По словам Людмилы Паршиной, выставка будет работать только до 22 сентября. Но в следующем году свои двери для посетителей откроют другие древние храмы «Витославлиц».
Кутузов на колокольне
Хотя в этой церкви не проводятся богослужения и не горят свечи, многие посетители храма все же крестились при входе, а женщины покрывали головы платками. Кроме того, пообщаться с гостями праздника приехал иеромонах Лаврентий из находящегося неподалеку от «Витославлиц» Свято-Юрьева мужского монастыря. Значит, храм Рождества Богородицы по-прежнему почитаем и хранит свою святость. Ну и какая же церковь без колокольных звонов?
В честь юбилея храма неподалеку - на колокольне церкви Николы из деревни Высокий Остров - состоялся концерт традиционных звонов и колокольных импровизаций «Звонарское вече». Показать свое искусство приехали ведущие звонари Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода. Причем слушатели концерта могли не только насладиться дивными звуками, но и сами подойти к колоколу да поимпровизировать. И, кстати, у некоторых получалось, ведь мастер-класс по традиционным колокольным звонам провел старший звонарь храма Христа Спасителя и соборов Московского кремля Игорь КОНОВАЛОВ.
- Исполнять колокольные звоны в «Витославлицах» - особое удовольствие, - поделился своими впечатлениями со мной Игорь Владимирович. -  Это самый лучший в России музей под открытым небом. Здесь дивная природа, прекрасные памятники архитектуры, праздничная атмосфера. Отмечу, что здесь развеска колоколов и их созвучие очень удачны. Они были отлиты в городе Каменск-Уральский и размещены на очень высокой колокольне, а это тоже надо учитывать во время концерта. Сегодня я исполнял четыре варианта праздничных московских звонов, созданных на основе глубокого изучения колокольной традиции столицы. Отрадно видеть, что колокольные звоны сохраняют. В частности, недавно мы возродили традицию викториальных звонов, и теперь в День Победы звонят все колокола Москвы. Однако овладеть искусством звонаря не так-то просто. Пожалуй, это даже сложнее, чем руководить целым оркестром. Так, далеко не каждый звонарь может организовать звон на колокольне храма Христа Спасителя так, чтобы все четыре колокольни, расстояние между которыми составляет 40 метров, звучали как одна. Да для этого нужен полководец Кутузов! Главная задача звонаря - создать звон, характерный для конкретной колокольни, конкретного места, конкретного подбора колоколов.
Игорь Коновалов очень рад проведению подобного фестиваля не только потому, что здесь мастера показывают свое искусство, - они обмениваются опытом, учатся новым приемам. Издавна повелось, что у звонарей никаких секретов друг от друга быть не должно. Так, из документов XVII века известно: колокольный мастер, принимая на обучение новичка, давал поручную запись, что он передаст ученику весь свой опыт, ничего не утаивая.
Где звон, там и храм
Как известно, колокольный звон может выразить и великую радость, и великую скорбь. О волшебной силе этой музыки ходят легенды. Например, существует поверье, что звон колоколов в монастыре может даже победить радиацию в святых стенах. Рассказавший мне об этом иерей церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в селе Передки Игорь НОВИКОВ считает, что красивый звон, проникающий в душу человека, может создать только верующий:
- Колокольный звон означает славу Богу и всегда несет в себе святость. Ведь где звучит православный звон, там стоит православный храм. Как видим, есть храмы и здесь, в «Витославлицах». Церковь Рождества Богородицы была разрушена, но не поругана, значит, она держит в себе святость. И даже если в храме не ведется богослужение, человек все равно молится в этом святом месте. Ведь храм - прежде всего духовная ценность, а уже потом - музейная. Но мы рады, что новгородский музей сохраняет и восстанавливает древнюю церковь.
Между тем слушатели концерта удивлялись: как можно овладеть таким сложным искусством? После того как с колокольни спустились исполнители, я задала этот вопрос звонарю Софийского кафедрального собора Вячеславу
ВОЛХОНСКОМУ. Ответ меня удивил.
- Для того, чтобы исполнить красивый колокольный звон, совсем необязательно обладать идеальным музыкальным слухом или знанием нотной грамоты, - сказал звонарь. - Так, у меня нет ни того, ни другого, хотя я звоню в колокола уже больше десяти лет. На мой взгляд, главное для звонаря - чувство ритма. Каждый колокол имеет свой особенный голос, но ведущую роль в звоне играет благовест. Важно уловить его звучание и затем уже подстроить под него звон других колоколов.
Самому Вячеславу нравятся старые традиционные колокольные звоны, ведь изучив их, можно свободно импровизировать. Софийский собор славился колокольными звонами до 1920-х годов. Затем колокола уничтожались богоборческой властью, и традиция новгородских звонов, которыми восхищались знаменитые композиторы, в том числе великий Рахманинов, оказалась утраченной. Между тем софийский звон слышен был во всем городе, от центра до его окраин. Теперь же хоть и звучат в кремле традиционные православные звоны, они отличаются от прежних. Что, впрочем, неудивительно: и о старых колокольных традициях немного сведений до нас дошло, и современные софийские колокола стали намного легче. В частности, юбилейный колокол, который повесили на звонницу в прошлом году, весит всего две тонны, а праздничный Софийский колокол, стоящий на постаменте перед ней, - 26,5 тонн.
Светлана ГОРИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Новгород занимает особое место в творчестве Анатолия Васильева.

Акварель и серебро

Какой получится выставка, если на ней соединить изобразительное и ювелирное искусство?

13.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.04.2024 года