- Выставка, конечно, очень спонтанная.
Действительно, экспозиция была сформирована в очень короткий срок. Впрочем, на качестве это никак не отразилось: в том-то и заключается профессионализм, чтобы с честью выйти из любой сложной ситуации.
С определением себя как фотографа Александр Иванович и согласен, и не согласен одновременно:
- Я привык интересоваться многими вещами одновременно. Я журналист, на моём счету три сценария к масштабным телепроектам, занимаюсь поисками солдат Великой Отечественной, да и вообще склонен к экстремальному образу жизни.
И всё-таки где бы ни находился Орлов и чем бы ни занимался, его вернейшим спутником является именно фотоаппарат. И популярную на сегодняшний день дискуссию о том, что же такое фотография: «Ремесло или вид искусства?», наш герой отвергает как несостоятельную:
- Спор этот глупейший. Точно так же я могу поставить вопрос про написание картин, литературу и любое другое занятие. Это может быть искусством, а может быть коммерцией, ведь каждый человек должен жить и чем-то питаться. Получается, появление халтуры или гениального произведения зависит от степени таланта, а не от вида искусства.
По Орлову стать профессионалом может далеко не каждый, и всё-таки пара моментов, приближающих к гордому званию, имеется.
- Вы же не думаете, что, купив инструмент, человек становится музыкантом? В фотографии то же самое, - смеётся фотограф. - Для того чтобы быть профессионалом, в идеале нужно получить соответствующее образование и на протяжении всей жизни заниматься этим делом и как ремеслом, и как искусством. Немаловажно постоянно учиться и добиваться определённых успехов.
Одним из главных достоинств Орлова-фотографа называют простоту и правдивость его работ. Ценно то, что лежит на поверхности и в то же время труднодостижимо.
- Не зря же говорят, что при определённом опыте всё становится просто, - рассуждает Александр Орлов. - Но ведь про классические правила двух третей и золотое сечение я прочитал в весьма солидном возрасте, когда стал впервые преподавать фотографию в университете. Значит, кроме правил, есть что-то ещё...
- История одного снимка
{thumbimage 150px 1}Центральное место на выставке «Мастер» занимает цикл работ, снятый на одной из встреч реконструкторов
- Я люблю не ставить героев, а смотреть и нажимать на кнопочку, - комментирует цикл Александр Орлов. А зрителям остаётся признать, что нажимать на кнопочку у фотографа получается весьма удачно. Рассматривая портреты немцев и наших, в последнюю очередь думаешь о том, что застывшие фигуры играют. Эмоции на фотографиях самые что ни на есть настоящие.
По словам Орлова, то, что кто-то на этих играх переодевается в немца, а кто-то остаётся русским: и то, и другое не случайно:
- Когда я снимал военную реконструкцию, то не переставал удивляться потрясающему вживанию в образ, заданный той или иной формой. В реконструкции всё по-настоящему: на поле бой, на привале лагеря противников разбиты отдельно друг от друга. Помнится, стоящий на карауле «немец» никак не хотел пропускать русских, то есть нас, в расположение своих частей.
- Совет мастера
На просьбу поделиться собственными секретами Александр Орлов хитро улыбается, прищуривается, а потом рассказывает:
- Секретов вообще-то нет, но, конечно, есть свои приёмчики.
Используйте подручные материалы. В моём случае это, например, картон, на котором оформлена выставка. Да, я нашёл его на помойке и подготовил на нём выставку - и получилось неплохо. В этом есть определённый элемент провокации и вызова: если человек хочет что-то сделать, он всё равно сделает.
Ещё совет: каждый человек, считающий себя профессионалом, всегда должен иметь свою очень хорошую технику, чтобы, меняя работу, не оставаться с пустыми руками.
Кроме того, большинство фотографов не готовы снабдить своё фото сопровождающим текстом, более вдумчивым, чем «Это Вася», а ведь слово - это продолжение изображения.
Не забывайте, что фотограф всегда должен быть в тонусе. Стремление обойти коллег, определённая амбиция - это нормально, в этом нет ничего плохого.
И наконец, главное: фотограф должен видеть и смотреть, смотреть и видеть. Отсюда и простота, и естественность, и внимание к деталям.
Фото из личного архива Александра Орлова