Больше трёх лет — с апреля 2022 года — в Великом Новгороде работает ЭкоТочка «Ресурс». Её создали активисты некоммерческих проектов «Эколофт», «Чистое завтра» и «Экотакси». Сегодня это единственный пункт приёма вторсырья в регионе, где можно сдать на переработку самое большое число различных видов отходов — не только привычные стекло, металл, пластик и макулатуру, но и, например, фольгу, использованные бритвенные станки, фломастеры, пакеты от кошачьего корма, дойпаки из-под майонеза и другие фракции. В среднем в месяц на ЭкоТочке собирают 7–9 тонн отходов. Однако в последние недели у «Ресурса» появились финансовые трудности, из-за которых он может закрыться.
Об этом мы поговорили с одним из основателей «Ресурса» Михаилом СОХАНЧАКОМ. Недавно он вернулся из экологической экспедиции к мурманскому городу Никель, где вместе с волонтёрами проекта «Чистая Арктика» приводил в порядок воинские захоронения и очищал территорию от мусора: выброшенных покрышек, запчастей, бутылок, сломанной бытовой техники.
— Полезный проект, Михаил?
— Очень крутой! У меня после этой экспедиции появилась похожая идея. Есть в Великом Новгороде один заброшенный объект, где не мешало бы навести порядок. Если получится, будет здорово.
— Давай перейдём к ЭкоТочке. Почему возникли сложности?
— ЭкоТочка существует за счёт грантовых средств и тех, что были выручены от продажи вторсырья, которое сдают горожане. Прибыли мы не получаем, работаем только на самоокупаемость. Но средства, полученные по ранее выигранным грантам, — на исходе. Ближайший грантовый конкурс — в феврале 2026 года, а цены на вторсырьё в России сильно упали. Многие такие же центры, как наш, терпят убытки, а нужно платить за аренду и выдавать зарплату сотрудникам, которые занимаются досортировкой.
К примеру, после июня заметно подешевело основное сырьё, которое приносило деньги, — ПЭТ, полиэтилентерефталат, из которого изготавливают бутылки для напитков. Последний раз очередную его партию наш приёмщик вывез в минус себе.
— От каких видов отходов теперь зависит бюджет ЭкоТочки?
— Картон, алюминиевые банки и металл. Но не всякий. Не просто банки от консервов, а толстый металл: трубы, кастрюли, сковородки.
Самые дорогие — алюминиевые банки из-под напитков. Стоят 65 рублей за килограмм, но они и самые лёгкие. Мы могли бы сдавать их дороже, но отдаём чуть дешевле, потому что наш приёмщик вместе с ними готов также забирать ПЭТ и стекло, чтобы это было выгодно и ему. Откажемся сдавать банки, не сможем сдавать ПЭТ, а значит, принимать.
Цена на пятилитровые ПНД-канистры, то есть канистры из полиэтилена низкого давления, чуть выше, чем на ёмкости из того же вида пластика, — 5–7 рублей за килограмм. Их используют для хранения автомобильных масел, средств бытовой химии. Но мы не можем не принимать и другие ёмкости из ПНД: из-под гелей для душа, шампуней, моющих средств и т.д. Сдаём на переработку всё вместе, поэтому цена на такие отходы намного ниже.
Цены на картон меняются едва ли не каждое утро. Сейчас он стоит 4–5 рублей за килограмм. Для сравнения, в 2022 году мы продавали его по 12 рублей. Мягкий пластик — плёнка — стоит около 7 рублей за кило.
До конца сентября благодаря донатам и остаткам грантовых средств проект будет жить, но затем встанет вопрос о его дальнейшем существовании. Обращения к возможным спонсорам пока не помогли — ряд предпринимателей согласились помочь разово, но не готовы к долговременной поддержке. В Новгородской области есть люди, которым близки идеи раздельного сбора отходов и очевидной пользы такой работы для региона. Вторсырьё нужно отправлять на переработку и создание новых изделий, а не на мусорный полигон.
— Каким может быть выход из такой ситуации?
— Либо государственная поддержка с помощью гранта, либо финансирование большого бизнеса. Яркий пример — проект «Чистая Арктика», с которого мы начали наш разговор. Он инициирован государством, но поддерживается частными компаниями.
— А ваша услуга «Экотакси»?
— Она продолжит действовать, потому что с самого начала была платной.
— Вы не останавливаете работу над проектом по созданию скамеек из собранного на ЭкоТочке пластика?
— Нет, мы получили на него средства от Фонда президентских грантов и изготовим 20 скамеек из ПНД, чтобы установить их во дворах Великого Новгорода. Мы уже делали мусорные урны из полипропилена, которые установили у ИНТЦ «Интеллектуальная электроника — Валдай», и убедились, что качество приличное. Характеристики ПНД нам нравятся даже больше: он лучше плавится, более гибкий и крепкий.
— Ты понимаешь, что ЭкоТочка воспитала во многих новгородцах привычку сдавать отходы на переработку, и они не могут от этого отказаться?
— Хорошо понимаю — в месяц отходы на ЭкоТочку сдают 600–700 человек. Самый крайний выход — сделать приём фракций платным, чтобы «Ресурс» продолжил работу. Я очень не хочу этого делать! Так как это не согласуется с идеями раздельного сбора. Но, учитывая цены на вторсырьё, возможно, по-другому мы не сможем существовать.
Теги: экоточка, эколофт, Великий Новгород















