В нынешнем году сельхозпроизводители нашей области рассчитывают удвоить поставки своей продукции всеверную столицу, а в перспективе «экспорт» может возрасти еще значительнее. Таков один из главных итогов состоявшихся Дней Новгородской области в Санкт-Петербурге.
Площадь Островского с 13 по 15 мая была новгородской. Все это время здесь проходила ярмарка, стартовавшая еще до официального открытия Дней и пользовавшаяся большим успехом у петербуржцев.
Окно в Питер
{thumbimage 150px 1}Сегодня сельское хозяйство на Новгородчине - динамично развивающаяся отрасль. Естественное желание наших аграриев, поддерживаемых руководством области, - найти оптимальные решения по сбыту продукции, вызывает понимание в Санкт-Петербурге.
Благодаря качеству и привлекательной цене новгородские продукты востребованы у покупателей. Но доступность - не только цифры на ценниках. Нашей продукции на питерских рынках просто должно быть больше! Что же нужно предпринять?
Ответом на поставленный вопрос стало подписание соглашений между Санкт-Петербургским ГУП «Продовольственный фонд» и ОУП «Новгородская снабжающая компания», потребительским обществом «Санкт-Петербургские сельскохозяйственные рынки» и некоммерческим партнерством «Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств Новгородской области «Вече», а также ООО «Агроторг» и ООО «Искра». Существенная деталь: если прежде договоренности о сотрудничестве заключались на уровне администраций, то теперь на авансцену вышли производители и поставщики.
Серьезность их намерений была подтверждена буквально на этой неделе: в нашей области побывал представитель Продовольственного фонда, изучив на месте, какие посевные площади отведены под картофель, какие имеются условия для его хранения. И остался доволен увиденным.
К слову, в Санкт-Петербурге комитетом экономического развития введен тщательный мониторинг качества продовольствия. Так вот ни одна новгородская марка еще ни разу не была поставлена под сомнение.
Удвоение поставок, о чем на «круглом столе» сообщила председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области Елена ПОКРОВСКАЯ, касается прежде всего картофеля и овощей. По данным видам сельхозпродукции прописаны конкретные цифры в вышеупомянутых соглашениях.
Однако наращивать поставки планируют и другие производители. Например, в выступлении генерального директора группы компаний «Адепт» Геннадия НИСАНОВА прозвучало, что скоро начнется строительство нескольких крупных животноводческих комплексов. Иными словами, предприятие, не первый год успешно работающее на питерском рынке, в перспективе способно существенно прибавить.
Вообще, перспективы многообещающие. Прямо за «круглым столом» новгородцы получили приглашение на крупный государственный рынок, который будет открыт в Санкт-Петербурге предстоящим летом. Речь - о постоянных торговых местах и площадках.
- Безусловно, нам это интересно, - сказал корреспонденту «НВ» председатель Ассоциации крестьянских хозяйств «Вече» Иван ПИРЕЕВ. - Хотя мы будем работать не только с рынками, но и с федеральными торговыми сетями, и с государственными учреждениями. По всем направлениям! Чтобы каждый наш производитель, независимо от членства в ассоциации, знал: все, что он вырастит, будет реализовано. Причем без всяких посредников.
Виды на будущее тем приятнее, если учесть, что и в настоящее время наша область занимает на Северо-Западе лидирующие позиции по поставкам сельхозпродукции соседу-мегаполису. Узнав об этом у начальника управления торговли комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга Сергея ПАЛИНЧУКА, я поинтересовался:
- А сами вы покупаете новгородскую продукцию?
- Конечно! - ответил Сергей Святославович. - Обожаю новгородскую рыбу. Как, по-вашему, на ярмарке она еще не вся разошлась?
Этой ярмарки краски
{thumbimage 150px 1}Вопрос, как говорится, не праздный. Через считаные минуты после этого разговора я застал генерального директора ЗАО «Рыбный двор» Станислава ХИТРОВА в раздумьях об организации дополнительного завоза.
- А ведь мы привезли вдвое больше, чем было на прошлогодней ярмарке! - сказал Станислав Дмитриевич.
Хорошо, что запасец на складе оставался. Копчение ж - дело не слишком быстрое. Это те, кто использует коптильные жидкости, могут «штамповать» партии продукта за полтора-два часа. А новгородская рыбка готовится без химии, по традиционной рецептуре.
И, кстати говоря, в Санкт-Петербурге это ценят. Специально поспрашивал посетителей ярмарки, оказалось, что многие шли сюда, что называется, со знанием дела: за свежими и экологически чистыми продуктами. Потому мясные и кондитерские изделия, яйца, овощи буквально сметали с прилавков. Даже - веники...
- Пятьдесят рублей? - удивлялась покупательница. - У нас в Питере не то что дубовый - березовый в полтора раза дороже. А он точно старорусский? Ну спасибо, земляки, беру!
При таком спросе неудивительно, что хлопоты с довозом продуктов возникли и у других наших производителей. Например, за молочной продукцией по ходу ярмарки пришлось съездить даже несколько раз!
Всего на ярмарке было представлено более 50 предприятий, хозяйств, учреждений и мастеров. Примерно половину из них составили сельхозпроизводители. На вопрос, как торговля, у каждой палатки непременно отвечали: «Отлично!».
Заглянув в «информационную» палатку, где каждый район, можно сказать, продвигал сам себя, я обнаружил ту же картину: буклеты таяли на глазах. Шимский район особо интересовал посетителей инвестиционными площадками и участками под строительство. Боровичский - местами отдыха. Крестцы, помня опыт прошлогодней ярмарки, привезли свою фирменную «строчку». Опять-таки не хватило!
- Потрясающе! - слово прозвучало громко, с чувством, и я не мог удержаться от вопроса о предмете восхищения.
- Да все потрясающе! - ответила мне москвичка Вера Чащина, оказавшаяся на ярмарке совершенно случайно. И принялась нахваливать не только вкусную продукцию, но и новгородские художественные промыслы. - Как здорово, что вы все это храните, что вы здесь, что ваше руководство поддерживает и народных умельцев, и крестьян!
От эмоций перейдем к итогам. В этот раз на ярмарке было продано продукции на сумму более 4 000 000 рублей. Можно сказать, что новгородская марка продвинулась еще на миллион рублей дальше, чем год назад. Но разве все измеряется в цифрах? Народная реклама - вещь весьма действенная. А жители Санкт-Петербурга просили об одном:
- Приезжайте чаще!
Почему, собственно, нет? Точно такую же заинтересованность во время Дней Новгородской области высказывали представители районных администраций Санкт-Петербурга. Вот, мол, опять ярмарка в Центральном районе. А мы? И это значит, что идея проведения таких мероприятий успешно укоренилась на питерской почве.
Василий ДУБОВСКИЙ
Владимир МАЛЫГИН (фото)
«Санкт-Петербург уже давно стал для Новгородской области рынком сбыта сельскохозяйственной продукции. Стабильным спросом здесь пользуются курятина, крольчатина, свинина, овощи. Новое торгово-экономическое соглашение о сотрудничестве в аграрной сфере, подписанное в Смольном, должно вывести это взаимодействие на новый уровень. Им, в частности, предусматриваются оптовые поставки в Петербург картофеля, кур, мясной и молочной продукции из Новгородской области. Кроме того, власти регионов намерены способствовать расширению деловых контактов между субъектами малого и среднего предпринимательства».
«Российская газета», 15 мая