По словам эксперта, чаще всего услугами клининговой компании пользуются предприятия с иностранным присутствием. Именно они — флагманы в этой сфере. На втором месте идет крупный федеральный бизнес, который имеет представительства в Великом Новгороде. Услугами по профессиональной уборке пользуются и госструктуры. Активность с их стороны появилась, когда они стали сокращать штат и отдавать непрофильные сферы сторонним организациям. А вот новгородский бизнес мало интересуется клинингом, предпочитая самостоятельно решать проблему чистоты субботниками или дополнительной нагрузкой на работников.
В основном в клининге заинтересованы предприятия, имеющие большие, красивые здания, с хорошим ремонтом. И они готовы тратить деньги на его поддержание — не разовое, а регулярное, чтобы сохранить презентабельный вид помещения. Им интересно покупать целый комплекс услуг, то есть не только по уборке, но и по обслуживанию здания.
Немного отличается картина в районах. По словам Натальи ТИМОХИНОЙ, исполнительного директора боровичской компании «Чистоград», спрос населения на клининговые услуги формирует предложение на районном рынке.
— Большая часть заказов на уборку поступает именно от жителей города. В основном это мамы с маленькими детьми и пенсионеры. Они заказывают мытье окон, химчистку ковров и диванов. Однако это разовые услуги, покупать полную уборку квартир люди не готовы. Это интересует пока только арендодателей. Клиентов из бизнес-сферы сейчас немного, но переговоры с различными компаниями ведутся. Также в планах — заключить договора с ТСЖ на уборку подъездов, наладить контакты с химчисткой и прачечной, — говорит Наталья Александровна.
В Парфине клининговая компания «Парк-клин» появилась также в 2010 году. Но в течение года у нее был только один, но для небогатого района крупный клиент — фанерный комбинат. Уборка производственных площадей, уборка и озеленение территорий, всего — около 5000 кв. м подшефной площади.
— Даже при желании парфинцы не имели возможности покупать услуги клининга, так как прошлые годы были для нашего района очень трудными: не было работы и не было денег. Но сейчас появляется чувство уверенности, что ситуация изменится к лучшему, и люди начинают интересоваться, — отмечает Тамара КИРИЛОВА, заместитель директора ООО «Парк-клин».
Владимир БОГДАНОВ (фото)