И тут на помощь молодым дарованиям приходят владельцы репетиционных точек, которых в одном Великом Новгороде сейчас около пяти. Здесь за небольшую плату хозяева своеобразного «малого бизнеса» предоставят музыкантам всё необходимое.
Следует сказать сразу: подобный бизнес находится вне правового поля. То есть владельцы точек официально не являются предпринимателями и не платят никаких налогов. И, кстати, сильно беспокоятся за то, что кто-нибудь, когда-нибудь это поймёт и «прикроет лавочку». И в то же время репточки между собою конкурируют, рекламируются, делают «спецпредложения» и сбивают цены на предоставляемые услуги.
Таким образом, любая новгородская группа, не имеющая собственного помещения для репетиций, может заплатить от 150 до 250 рублей за час, её запишут в график и предоставят помещение и аппаратуру. Можно снять «точку» на ночь — это будет стоить от 1000 рублей. Если что-то ломают или разбивают — высчитывают стоимость повреждений с музыкантов. Сами бизнесмены ежемесячно выплачивают арендную плату хозяевам помещений. У кого-то она составляет 6500, у кого-то больше — 10 000 рублей. Но деньги возвращаются.
— На самом деле у нас, например, с вечера пятницы и до утра понедельника расписан каждый час. Каждый вечер кто-то играет в будние дни, есть ещё группы, состоящие в основном из школьников, которые приходят в утренние и дневные часы, — рассказал нам Андрей, владелец одной из репетиционок.
Это, кстати, единственный человек из тех, с кем удалось пообщаться корреспонденту «НВ», который целиком и полностью существует за счёт бизнеса. У остальных есть и постоянная работа, и стабильный заработок, а «точки» они содержат, как говорится, для души.
— Я сам играю в пяти группах. Гараж стал тесноват. Снял помещение, переделал его, поставил аппарат. А для того, чтобы мне это каждый месяц не влетало в копеечку, приглашаю остальных за деньги. В итоге «бизнес» мне помогает просто окупить аренду и самому заниматься творчеством, — рассказал один из его «конкурентов».
Есть, правда, в городе и такие музыканты, которые принципиально не хотят репетировать на чужой аппаратуре. Например, такие «мастодонты» новгородской рок-сцены, как «Акафист», для этой цели переделали гараж одного из собственных участников и никого к нему и на пушечный выстрел не подпускают.
— Скажу так: одна аппаратура у нас стоит довольно дорого, плюс ремонт, плюс шумо- и теплоизоляция. Можно было бы и сдавать другим музыкантам за деньги, только вот творчество — это процесс интимный, то есть я, например, никому не доверю пользоваться своим аппаратом, — объяснил позицию группы клавишник Никита ЕРМАШКЕВИЧ.
Кстати, концерты в Великом Новгороде — тоже дело убыточное для музыкантов. Но это совсем другая история…