Во-первых, граждане, стоящие в очереди на получение жилья, не информированы о том, какие удобства им положены по закону и куда обращаться, если в полученной квартире или под домом чего-то не окажется.
Во-вторых, контроль за тем, какого качества строительные материалы привозит на объект подрядчик, соблюдаются ли сроки сдачи дома в эксплуатацию, нет ли отклонений от проекта, возложены на муниципальные органы власти. Выглядит это так: администрации районов сами объявляют конкурсы на приобретение готового жилья либо на строительство. Также сами рассчитываются с подрядчиками: в 2010 году в Новгородской области квадратный метр жилья и для людей, живущих в старых аварийных домах, и для воспитанников сиротских учреждений стоил 26 250 рублей. Сами же администрации оценивают качество работы, выполненной подрядчиком, нередко, как в том же Демянске, — местным.
Вопросами детей-сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей, занимаются органы образования. Поэтому когда семь лет назад в нашей области остро встал вопрос о необходимости обеспечивать ребят жильем и о выделении для этих нужд средств из регионального бюджета, было принято решение, что распорядителем этих денег будет комитет образования, науки и молодежной политики региона. Это логично, так как он и так уже занимается этой детской категорией.
— За прошедшее время существенно увеличились суммы на приобретение жилья. В 2005–2006 годах на это выделялось всего несколько десятков миллионов рублей, а в 2010 году муниципалитетами на строительстве нового жилья было освоено уже 140,8 млн. рублей. 170 ребят получили жилье в новых построенных домах, 40 — на рынке вторичного жилья, — говорит руководитель сферы образования области Анатолий ОСИПОВ. — В прошедшем году была увеличена расчетная норма общей площади жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам, с 18 до 28 квадратных метров. Это позволило не комнаты в старом фонде приобретать, а строить квартиры со всеми удобствами. Но вместе с все возрастающими объемами строительства жилья для наших подопечных растут и трудности. В первую очередь специалисты муниципальных органов образования вынуждены вникать в строительство, потому как на местах они отвечают за формирование списков нуждающихся в жилье детей-сирот и за освоение полученных из областного бюджета средств. Мы понимаем, что это неправильно, ведь мы педагоги, а не строители. Но скоро ситуация изменится.
Как стало известно «НВ», в настоящее время в стадии согласования находится предложение о передаче полномочий по распоряжению средствами, предназначенными на строительство жилья для детей-сирот, комитету строительства и дорожного хозяйства Новгородской области. Предполагается, что этот комитет будет сам проводить конкурсы на строительство и контролировать, как идут работы на объектах в районах. Передача полномочий, по мнению экспертов, позволит более требовательно подходить к проектной документации. Кроме того, удастся избежать соглашательства между районными чиновниками и местными застройщиками. Станет возможным и проводить четкую калькуляцию потраченных на строительство средств. А то вышло, что по итогам прошлого года все районы отчитались о полном израсходовании отпущенных им средств на жилье для детей-сирот, начисленных каждому муниципалитету в расчете на то, что будут построены квартиры по 28 квадратных метров. На самом же деле в ряде районов есть квартиры и по 18 квадратных метров, и по 24, как в Демянске.
А вот что происходит на строительстве домов для переселенцев из аварийного жилого фонда, по-видимому, придется отслеживать все же самим будущим новоселам, что и пытаются сейчас делать граждане в Валдае. В комитете строительства и дорожного хозяйства области посоветовали тем, кто недоволен качеством работ, не тратя времени на переписку с местными чиновниками, подавать иски в суды. Это более действенный метод.