Папу не трожь!
Дело в том, что «НЦСМ — Новотест» до сих пор не оформил документы, которые позволяют передать «Проектстрою» здания и земельные участки для продолжения строительства. Причина — в судебной тяжбе по договору купли-продажи квартиры с одним-единственным дольщиком — неким Владимиром Кодыневым. Совпадение фамилий не случайно — это близкий родственник печально знаменитого Сергея Кодынева, бывшего директора ОАО «НЦСМ — Новотест».
Как рассказал «НВ» нынешний директор НЦСМ Александр ХАЙМИН, формально одна из квартир в недостроенном доме действительно принадлежит отцу его предшественника. По крайней мере, на него она зарегистрирована. Однако договор, заключенный на фамилию Кодынев, оказался «не обеспечен никакими денежными средствами». Попросту говоря, за квартиру никто не заплатил. Возможно, Кодынев рассчитывал, что за него расплатятся другие дольщики?
Нынешнее руководство «НЦСМ — Новотеста» подало в суд, желая расторгнуть договор на долевое строительство этой квартиры. Суд был выигран, но на сцену вступил Сергей Кодынев, выступая как доверенное лицо. Ему ли не знать тонкости таких договоров, которых через его руки прошло не менее шести сотен! Именно такая цифра фигурирует в списках дольщиков, обманутых его же строительной компанией.
Итак, бывший директор с решением суда не согласился и подал кассационную жалобу. Безрезультатно. Тогда Кодынев направил кассацию в Верховный Суд. Похоже, он знает, что делает: пока решение дольщиков — владельцев дома о расторжении договоров с НЦСМ и заключении новых — уже с «Проектстроем» — не будет единодушным, последние не смогут ни достроить, ни, тем более, поселить людей в новые квартиры. Таковы требования закона, о которых — чуть ниже.
— Уже две судебных инстанции доказали его неправоту, осталась последняя — высшая, — объясняет Александр Хаймин. — Нужно отметить, Кодынев и сам знает, что все эти процессы — чистой воды фикция. Но при этом он продолжает затягивать процесс передачи собственности. Даже судебные разбирательства постоянно переносились и отменялись — то по причине болезни, то из-за банальной неявки. Причём позиция у бывшего директора такова: он считает, что во всех бедах, в том числе и его личных, виноваты сами дольщики, а у него всё законно. Хотя, как выясняется, он даже свои собственные сделки до конца не довёл…
Вопросы о том, зачем и почему бывший руководитель предприятия так поступает, остаются за рамками этого материала. По простой причине: поговорить с ныне безработным (по данным «НВ») депутатом областной Думы Сергеем Кодыневым у корреспондента «НВ» так и не получилось.
Отказаться, чтобы получить
Здесь, пожалуй, стоит пролить свет на то, что в настоящий момент происходит с собственностью дольщиков АНО «НЦСМ — Новотест». Как рассказали нам в областном комитете по строительству и дорожному хозяйству, в настоящий момент происходит постепенная передача недостроя НЦСМ во владение предприятия «Проектстрой».
Сделки должны оформляться через договор купли-продажи, в данном конкретном случае одно предприятие передаёт шесть участков земли, на большей части которых уже начато строительство, а вторая организация перезаключает договора с дольщиками НЦСМ и выделяет им квартиры на других объектах. Правда, с доплатой, порою не маленькой.
Как рассказали в комитете, Кодынев изначально предлагал дольщикам квартиры с заниженной стоимостью квадратного метра. Так, в тот момент, когда в среднем по области один квадратный метр жилья стоил примерно 34 тысячи рублей, НЦСМ продавал его по 27 тысяч.
— По закону участок земли может быть передан только в том случае, если на нём нет никаких обременений. В данном случае все дольщики должны расторгнуть договоры с НЦСМ и заключить их с «Проектстроем». По-другому жилья они не получат. Если хотя бы один из собственников откажется перезаключать договор, процесс останавливается, — объяснила нашему корреспонденту начальник управления по жилищной политике комитета Елена НИКИТИНА.
Практически все дольщики, выслушав доводы трёх сторон (то есть НЦСМ, «Проектстроя» и администрации области, специалисты которой выступают как консультанты), пришли к выводу, что такая схема — единственный выход из сложившейся ситуации. Правда, по словам Александра Хаймина, полностью переданным пока можно считать только один из объектов строительства на Нехинской улице — его участники должны получить квартиры на улице Завокзальной, после того как «Проектстрой» их закончит.
Есть ещё несколько человек, которые должны были получить квартиры в Григорове, — они принципиально не желают расторгать договоры с НЦСМ, опасаясь, что лишатся вовсе законных оснований на жилье. Существует и ещё одна проблема — позиция с несчастливым номером 13 в посёлке Григорово, на которой сейчас стоит «зародыш» многоэтажного дома. Как выяснилось, часть земли здесь выкуплена НЦСМ, а другая часть находится в аренде. Так что «Проектстрою» придется еще разруливать многоступенчатый процесс приобретения всего участка в собственность.
Дела уголовные
Тем временем тучи над бывшим директором «НЦСМ — Новотест» Сергеем Кодыневым сгущаются. Как сообщили в прокуратуре Новгородской области, в июне прошлого года против него было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса РФ — злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
На основании материалов проверки следует, что руководитель АНО «НЦСМ — Новотест» вопреки требованиям Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» израсходовал денежные средства, привлеченные от дольщиков не на исполнение обязательств по договорам долевого участия в строительстве, а на ведение дополнительных видов деятельности. Что ж, на чужие деньги красиво жить не запретишь: он содержал базу отдыха, оказывал спонсорскую помощь, даже стал благотворителем… Покупал машины, выдавал беспроцентные займы дочерним организациям.
В результате этих действий предприятию «НЦСМ — Новотест» был причинён имущественный ущерб на сумму более 70 млн. рублей. Материальный ущерб дольщикам составил не менее 600 млн. рублей.
— В конце октября 2010 года по материалам прокурорской проверки руководителем Следственного управления следственного комитета прокуратуры по Новгородской области в отношении Сергея Кодынева возбуждено уголовное дело по части первой статьи 145 уголовного кодекса по факту невыплаты в 2009 году заработной платы работникам АНО «НЦСМ — Новотест» свыше двух месяцев, — сообщили «НВ» в прокуратуре. — В настоящее время уголовные дела объединены в одно производство.
В то же время в Управлении судебных приставов по Новгородской области в отношении АНО «НЦСМ — Новотест» на 16 февраля 2010 находится 640 исполнительных производств на общую сумму почти 80 млн. рублей. В эту сумму входят долги предприятия перед работниками, перед бюджетом и дольщиками, поступившие на исполнение к судебным приставам по решениям судов и иных органов.
В течение 2010 года имущество НЦСМ арестовывали и продавали с торгов. Благодаря этому происходило погашение долгов по заработной плате и налогам. Впрочем, если на начало нынешнего года в УФССП находилось три исполнительных производства о взыскании заработной платы, то на середину февраля по судебным решениям было возбуждено уже 90 новых аналогичных производств на сумму почти 2 млн. рублей.
Без окон, без дверей
Страдают не только те, кто в глаза не видел своих новых домов, но и те, кто все-таки жилье от НЦСМ получил. Дом в Григорове, где новгородка Анна МАКСИМОВА оплатила строительство своей квартиры, был сдан ещё в 2009 году, однако дольщицу этот факт не порадовал:
— По всем документам квартира должна была быть с полной внутренней отделкой, однако в реальности мы получили помещение без внутренних дверей, сантехники, плиты, наспех и неправильно поставленными стеклопакетами и с оборванными обоями. Естественно, принимать её мы отказались.
Выяснение отношений с НЦСМ по этим «отделочным» проблемам происходило на фоне того, когда было возбуждено уголовное дело на Кодынева, когда стало известно о том, что несколько сотен человек, возможно, останутся вообще без жилья, а в администрации области начали проводить совещания по вопросу деятельности предприятия с губернатором региона. Потому, может быть, они казались мелочью. Однако точки над i помог расставить суд, полностью удовлетворивший иск Анны Максимовой и обязавший НЦСМ завершить все работы. Мало того, предприятие обязали выплатить ещё и моральный ущерб в размере 60 тыс. рублей! Правда, на данный момент это решение существует только на бумаге: квартира в том же состоянии, а судебные приставы, по словам Анны, разводят руками — в первую очередь с НЦСМ взыскивают средства для оплаты долгов по зарплате и налогов.
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)