Разумеется, идея иметь запасное колесо на случай прокола шины автомобиля не нова, и пришла со времён первых автомашин. Первые из них регулярно сталкивались с данной проблемой благодаря гвоздям из лошадиных подков, дороги-то были общие.
Сегодня же современный «эргономичный» дизайн предполагает максимальную экономию пространства в машине и, следовательно, постоянная перевозка с собой запасного колеса становится роскошью. Во всяком случае так утверждают производители и всё чаще предлагают оснастить комплект авто не дополнительным полноценным колесом, а скромной докаткой.
Аргументы таковы. Во-первых, компактные запаски, или докатки, короче и уже, чем обычные колеса, а также намного легче по весу. Во-вторых, и, думается, это главное, докатка делает автомобиль менее дорогим. Впрочем, в пользу чего делать выбор, решает в первую очередь водитель. Несмененный плюс докатки — её стоимость и размеры.
Теперь о минусах. Самый серьёзный из них — делаются они под конкретную модель автомобиля, поэтому бесполезно и даже опасно брать её с автомобиля другой марки и даже модели. Кроме того, докатка не предназначена для длительного пользования. Максимальная скорость, с которой можно ехать на докатке, — 80 километров в час.
Кстати, существует еще и альтернатива докатке и полноценному пятому колесу — полноразмерная запаска временного характера. Этот тип колеса имеет тот же размер, что и оригинал, но представляет из себя облегченную конструкцию, которая экономит расход топлива за счет более низкого веса и легко устанавливается при замене. Использовать длительное время ее тоже нельзя.
— Мне кажется, несмотря на уверения производителя о том, что докатка — прогрессивный и весьма предпочтительный вариант, водитель соглашается на замену запаски на докатку в редких случаях, — комментирует новгородский автолюбитель Виталий РОДИОНОВ, — главным образом при установке газового оборудования на авто. В такой ситуации баллон можно установить вместо запасного колеса. Докатка позволит не уменьшить объём багажника и обезопасить себя на случай ЧП.