Еще в декабре 2010 года ФАС России по результатам предварительного анализа направила письма нефтяным компаниям с требованием о разъяснении причин скачка цен и предостережением от их необоснованного роста. Однако рост цен продолжился, и с октября 2010 года по конец января 2011 года он составил 53% на зимнее дизельное топливо. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%.
Антимонопольная служба отмечает, что существуют объективные причины роста цен на авиа- и дизельное топливо. Но рост цен на внешнем рынке и увеличение акцизов лишь частично могут объяснить повышение нефтяными компаниями цен на федеральном оптовом рынке.
ФАС усматривает в действиях компаний такие признаки нарушения, как установление и поддержание монопольно высоких цен, изъятие товара из обращения, результатом которого явился рост цен, создание дискриминационных условий в отношении поставок топлива другим компаниям.
Есть у антимонопольщиков претензии к тому, каким образом торгуют компании на биржах: недостаточный объём предложения, отсутствие анонимности торгов, нерегулярность продаж, совершение крупных адресных сделок, которые не позволяют получить рыночных котировок по нефтепродуктам.
У антимонопольной службы также имеются вопросы и к ТНК-ВР, Сургутнефтегазу и Башнефти, которые, по оценке ФАС России, вошли в число коллективно доминирующих компаний на рынке нефтепродуктов в 2010 году. Предварительное расследование в отношении этих компаний продолжается.
Территориальные управления ФАС готовятся принять необходимые меры антимонопольного реагирования по ситуации на региональных оптовых и розничных рынках.