ГЛОНАСС вопиющего в пустыне
Чувства у новгородцев смешанные. С одной стороны, маленькие и юркие «Газели» быстро доставляют пассажира до конечной точки маршрута при разнице в стоимости проезда с «большим автобусом» всего в рубль. А с другой стороны, можно нарваться на хамоватого водителя, не знающего города, проехать маршрут в скрюченной позе, упираясь спиной в крышу грязной машины, а то и вообще не попасть в «Газель»: льготников, которых должны возить все без исключения новгородские перевозчики, водители желтых микроавтобусов не жалуют. Ну и самое главное — маршрутные такси ездят так, как им заблагорассудится. То есть не появляясь в местах, положенных по расписанию, но не выгодных для перевозки граждан. За это и поплатились маршрутчики.
— Компания установила систему ГЛОНАСС, с помощью которой мы отслеживаем каждое перемещение транспортного средства. А данные отражаются в нашей единой диспетчерской службе. Смотрим — вроде бы маршрутка должна быть в Сыркове, а она не то что не по тому маршруту едет, её и в городе-то нет! Все наши обращения к руководству компании никак на ситуацию не повлияли, — говорит начальник управления по транспорту и связи администрации Великого Новгорода Павел МОРОЗОВ.
Что же в итоге? Не стало официального документа, устанавливающего отношения с городом, и теперь администрация не платит «Автоэкспрессу» компенсацию за перевозку пассажиров с единым социальным проездным билетом (ЕСПБ). Получается, что маршрутные такси абсолютно обоснованно могут не возить льготников! Вроде бы всем понятно, что горе-перевозчика надо либо научить работать, либо следует избавляться от него. Но так как находится он в правовом поле, сделать это пока нереально. Тем временем перевозчик утверждает, что «Автоэкспресс» работает по действующему договору и о расторжении его никогда не слышали. «На предприятии регулярно проходят проверки. Если у контролеров появляются вопросы, мы стараемся максимально оперативно решить проблему и устранить недочёты», — сообщила пресс-секретарь компании Татьяна Мирко. Однако, как заявили нам в управлении по транспорту и связи администрации Великого Новгорода, уведомление о расторжении договора было отправлено по почте еще в декабре прошлого года.
Кто если не они?
— В Новгородской области нужна система, которая уже давно зарекомендовала себя во всех цивилизованных странах. Перевозчики должны выбираться на конкурсной основе. Конкурсы проводятся один раз в 5–7 лет — перевозчик должен быть уверен в том, что будет работать данный период времени и исходя из этого составлять свой бизнес-план. Власть же гарантирует, что работа будет вестись с той компанией, что заключила договор. Для этого нужно законодательство, в соответствии с которым ни одна организация, не участвовавшая в конкурсе и не имеющая договора с конкретным муниципалитетом, не придёт на рынок. Под угрозой серьёзных финансовых взысканий, — поделился своим мнением с корреспондентом «НВ» председатель правления некоммерческого партнёрства «Автотранспортный союз Новгородской области» Алексей ФЕДОСЕЕВ.
По его мнению, так довольно быстро отсеются все те, кто не хочет и не может перевозить пассажиров по правилам, и настанет пора нормальной, цивилизованной конкуренции, которая будет давать возможность претендентам побороться за место на рынке пассажирских перевозок на конкурсе. После него все те, кто не выиграл ни одного маршрута, вынуждены будут покинуть рынок и искать счастья в другом месте. Аналогичная система уже работает в Санкт-Петербурге.
Предпосылки в областном законодательстве к таким изменениям, оказывается, есть. Так сейчас, например, запрещено осуществлять перевозки пассажиров между муниципалитетами, не имея соответствующего договора. Штраф за нарушение этого закона ни много ни мало 500 тыс. рублей. Один новгородский юрист, пожелавший остаться неизвестным, намекнул нам, что таким образом можно сейчас привлечь к ответственности все микроавтобусы «Автоэкспресс», маршрут которых заканчивается за городской чертой, на территории Новгородского района.
А вот председатель комитета по транспорту и связи Новгородской области Андрей ШАРОНОВ рассказал нам, что для того чтобы менять действующее законодательство, нужно сначала отработать практику по действующему нормативному документу.
— У нас пока нет ни одного случая, когда к ответственности привлекались бы какие-либо организации за нарушение правил перевозки. В ближайшее время мы собираемся наработать практику в одном из районов области и реально начать привлекать к ответственности. Полученным опытом в свою очередь поделиться с остальными муниципалитетами, в том числе и с Великим Новгородом, — заверил председатель комитета.
Утиль на колёсах
Понятно, что контракт автотранспортного предприятия с муниципалитетом на осуществление перевозок оговаривает не только стоимость проезда, компенсацию за льготников и маршрут следования автобуса. Естественно, в нём оговариваются и условия перевозки. Проще говоря, автобус должен быть удобным, безопасным и не ломаться во время движения. И пассажиры, читающие сейчас эти строки, вполне обоснованно возмутятся. Все видят старые «пазики», «Икарусы» и машины других марок, которые вроде как давно следует списать в утиль, а принадлежат они при этом тем организациям, с которыми муниципалитеты договоров не разрывали.
Как объясняют руководители этих самых предприятий, всё дело заключается в низкой стоимости проезда пассажиров льготной категории. Транспортники попросту работают себе в убыток, а выручка от продажи билетов не покрывает издержек компаний.
Нужно отметить, что льготники составляют треть населения региона, и единственный выход из положения транспортники видят в повышении стоимости льготного проездного билета, которая сейчас равна 180 рублям. Это, кстати, самая низкая цена за ЕСПБ из всех регионов России, которая не менялась уже несколько лет. Кроме того, по данному билету можно перемещаться в пределах, например, Новгородского района.
— Губернатор Новгородской области создал рабочую группу, в которую вошли представители счётной палаты, областных комитетов финансов, по транспорту и связи и ценовой и тарифной политики, совета ветеранов и депутатов областной Думы, которые проводили проверку на транспортных предприятиях региона. Рабочая группа должна подсчитать все расходы и доходы предприятий и по окончании решить вопрос о повышении стоимости льготного проездного билета и стоимости километра проезда, — сообщила нам заместитель председателя комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области Мария СОЛТАГАНОВА.
И, как сообщили нам в областном комитете по транспорту и связи, комиссия пришла к выводу: «увеличение стоимости социального проездного вполне обоснованно». В ближайшее время будет решаться вопрос о повышении стоимости ЕСПБ. Льготникам же, которые привыкли тратить чуть менее 200 рублей в месяц на поездки, придется понять простую истину: без этого повышения никогда с областных дорог не уйдут опасные автобусы, выпущенные в 80-х годах прошлого столетия.
Хвойнинский район вперёд летит
Осталось дело за малым — организовать контроль за пассажиропотоком. И заказчики работ — муниципалитеты, и подрядчики — добросовестные транспортные компании, пришли к единому выводу о необходимости введения электронного учёта. То есть проездной должен стать магнитной карточкой, на которой программируется определённое количество поездок, а кондуктором будет валидатор, считывающий эти данные с карточки. Все сведения должны приходить на единый диспетчерский пульт, где, помимо всего прочего, ещё бы и наблюдали за перемещением конкретного автобуса через систему ГЛОНАСС. Фантастика? Нет, вполне реальная система, которая несколько лет работает в крупных и не очень регионах России.
В областной администрации на днях были проведены переговоры с компанией, которая стала «поставщиком электронных услуг» в Санкт-Петербург и Тверь, и, по словам Андрея Шаронова, такая система в ближайшие месяцы должна заработать в Хвойной.
— Именно здесь мы хотим запустить пилотный проект. Хвойнинский район будет обеспечен оборудованием, здесь появится диспетчерская служба, и мы оценим работу системы, её плюсы и минусы. И если там она себя хорошо зарекомендует, мы будем вводить её по всей области. Сложно сказать, сколько нам понадобится времени для начала проекта. Скорее всего, электронная система контроля появится там в течение полугода, — рассказал нам председатель комитета по транспорту и связи.
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)