— Впрочем, остается проблема — не удаётся собрать всех вместе: кто-то из отпуска не вернулся, другие заняты работой на огороде. Для участия заявилась даже команда из Санкт-Петербурга, но почему-то до нас не доехала.
Также в списке проблемных моментов пресловутый финансовый фактор, ведь требуется закупка большого количества необходимой атрибутики и призов победителям. Кроме того, необходима серьёзная организационная работа перед соревнованием, нужны люди, готовые быть судьями. Вряд ли все это позволит стать городским автопраздникам частым явлением. Впрочем, на то он и праздник, чтобы быть редким.
Победителей авторалли определили по результатам заездов сразу в трёх зачётах. Были вручены и специальные призы от спонсоров мероприятий. Ну а мы в свою очередь решили пообщаться с одним из призёров «клубного» зачёта Николаем ГЛУШЕНКОВЫМ.
Как это чаще всего бывает, разговор с директором автошколы НовГУ «Водитель ПЛЮС», водителем, чей стаж достиг 35 лет, начался с эмоций от мероприятия, но далеко не ограничился ими.
— Что в соревнованиях для вашей команды было самым трудным?
— Сложнее всего было войти в сам ритм соревнования: это и сомнения — правильно ли едем, и волнительные отсечки времени, и необходимость держать всё под контролем. Первые два этапа было сложно, а второй круг ехали уже свободно. Правда, для себя отметили, что свои умения нужно оттачивать постоянно. Не зря Владимир Герасимов повторяет: если колёса визжат, это ещё не значит, что машина едет быстро. А эффектность — это не эффективность.
— Что стало поводом для участия в соревнованиях: престиж, желание проверить себя?
— Ну а для чего вообще мы получаем мастерство? Плохой инструктор не научит хорошему. Вопрос подготовки водителей — всегда злободневный, а сегодняшнее состояние на дорогах известно всем, ведь дня не проходит, чтобы из-за аварии какая-нибудь улица не стала в пробке.
— Вот и возникает вопрос: сможет ли умение четко проделывать все те автопа, что были в программе соревнований, предотвратить опасную ситуацию на дорогах или, наоборот, станет её причиной?
— То, что демонстрируется на авторалли, — прежде всего навыки. Те же ДТП можно миновать, а можно стать ещё одним нечаянным участником. Думаю, что умение владеть своей машиной в любом случае должно помочь.
— Знаю, что 20 лет своей «жизни за рулём» вы провели в Великом Новгороде. Как изменился город за это время?
— Тенденция налицо. В восьмидесятые я преодолел расстояние от Великого Новгорода до Читы, и всё на своей машине. Могу сказать точно, что федеральные трассы с тех пор стали значительно лучше: качество асфальта повысилось, а увеличение ширины дорог компенсирует рост количества транспорта. А вот отсутствие культуры вождения в городах просто поражает. Критикуют автошколы, обвиняя их в том, что плохо готовят будущих водителей. Но если взять статистику нарушений, то около трети совершаются в состоянии опьянения. На втором месте — выезды на встречную полосу. Поверьте, в школах не учат ни тому, ни другому. По неопытности в ДТП попадают единицы. Остальное — просто наглость и бескультурье.
— И что, на ваш взгляд, надо делать в такой ситуации? Вводить специальный курс автоэтики в школах?
— Между прочим, я как раз сейчас об этом думаю. И мне кажется, что различные автосоревнования играют благую роль в процессе воспитания водителей. Чем больше они общаются, понимают, какая ответственность лежит на каждом, тем лучше осознают собственную роль на дорогах города. К сожалению, какой-то специальный курс программой обучения не предусмотрен, но к вопросам культуры вождения мы так или иначе обращаемся.