В настоящий момент есть лишь предварительные данные, что будет из себя представлять ВСМ-1.
Так, максимальная эксплуатационная скорость поездов в настоящий момент оценивается
в 400 км/ч. Длина трассы Москва — Петербург — 660 км. Количество пар поездов — примерно 40. Точное время проезда к настоящему моменту оценивается в 2,5 часа, пассажиропоток — 42 млн. человек в год. Однако эти параметры могут измениться в 2011 году по мере работы над проектом.
— Инфраструктурному провайдеру выгодно подключить к новой магистрали как можно больше городов и людей. И есть решения, которые заложены в бюджет магистрали. Так, например, если станция на ВСМ-1 будет удалена от Великого Новгорода, будут пущены специальные электрички, которые со скоростью 160 км/час смогут доставить пассажиров к поезду, — заверил читателей «НВ» Константин Черняев.
Государство выступает заказчиком ВСМ-1 и выдвигает функциональные требования к проекту: время в пути, доступность сервиса, допустимое количество опозданий. Всё остальное должен просчитать и построить тот, кто фактически займется эксплуатацией магистрали.
Железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом — самое популярное и перегруженное направление в стране. Даже запущенный меньше года назад высокоскоростной поезд «Сапсан» (кстати, ВСМ-1 пройдет по отдельным путям) через несколько лет может уже не справиться с потоком пассажиров. Идея о строительстве новой скоростной железной дороги начала обретать очертания ещё в конце 90-х годов прошлого века — была создана организация РАО «ВСМ». Итогом этих работ стала огромная яма на Московском вокзале в Петербурге (сейчас там расположен торговый центр), долги РАО, а проект ВСМ был отложен до неопределённого времени.
Сейчас идею реанимировали. Несколько лет назад была принята стратегия развития железнодорожного транспорта России, и работы над ВСМ возобновились. Чтобы не получилось «как в прошлый раз», государство решило применить инновационную технологию. Она называется «Контракт жизненного цикла» (КЖЦ). На подрядчика переносятся риски технических решений, и ему предоставлена свобода выбора. Опыт последних европейских ВСМ-проектов, созданных по схеме КЖЦ, позволяет утверждать, что эта методика экономит до 10—20% затрат. Остаётся только увидеть, как эта схема будет работать в России.
Фото из архива «НВ»