Проблема есть
— По оперативным данным, нелегальные передвижные АЗС действуют на трассе в Чудовском районе, — заявил Игорь ФИЛИППОВ, начальник оперативно-розыскной части по борьбе с экономическими преступлениями УВД области. — В результате силами нашего подразделения, а также ГИБДД и центра по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке было организовано пятнадцать проверок деятельности передвижных заправок.
Опасения подписантов оправдались. По итогам проверок в отношении 13 человек, торговавших дизельным топливом на трассе у деревень Успенское, Зуево и Мостки, были составлены протоколы об административных нарушениях. Так, шестерых уличили в нарушении требований промышленной безопасности. Ещё пятерых привлекли к ответственности за нарушение правил перевозки опасных грузов. Двоих — за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Из искры возгорится пламя
Выявленные милиционерами «передвижные автозправки» не что иное, как «ГАЗели», в которых хранятся бочки с топливом. Его с помощью бензинового насоса, оборудованного счётчиком, водитель, он же продавец, перегоняет сразу в топливный бак покупателя. Как правило, потребителями этих услуг выступали дальнобойщики. Одним из основных нарушений являлось то, что всё оборудование для перекачки нефтепродуктов не было заземлено. В этом случае простое переливание топлива может стать причиной для возникновения искры и мощного взрыва. Кроме того, у этих автозаправщиков отсутствовали сертификаты соответствия на топливо. Так что покупали его водители под свою ответственность.
Все продавцы-нарушители являлись жителями Чудовского района, большинство — безработные. Примечательно, что они даже занимались рекламой своих услуг, выходя по рации на волну дальнойбощиков. Отшрафованные утверждают, что действовали в одиночку и солярку приобретали у водителей бензовозов. Однако эта информация, как говорят в УВД, нуждается в проверке. Нельзя исключать, что реализация «левого» топлива на трассе осуществляется организованно.
Экономя на соблюдении целого списка требований, не выплачивая требующиеся налоги, «чёрные» продавцы получали возможность торговать по значительно сниженным ценам и тем самым наносили заметный экономический урон как областному бюджету, так и топливным операторам, работающим по закону. Цены на левое дизельное топливо составляли порядка 15 руб./литр, в то время как на официальном рынке оно стоило в среднем 21 руб./литр. По оперативной информации, нелегалы реализовывали в день до 4 тонн нефтепродуктов.
Продолжение следует
Главный вопрос начавшейся кампании: помогут ли предпринятые меры снизить число теневиков? Учитывая, что размер штрафов, самое большее, составляет 2 тыс. рублей, а проверки на трассе проводить ежедневно невозможно физически, одними административными протоколами кардинально проблему не решить. Оштрафованные нелегалы уже наверняка вернулись к своей работе.
Принципиально ситуацию может изменить привлечение дорожных продавцов к уголовной ответственности. В частности, нарушение ст. 171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ предполагает гораздо более внушительные санкции: либо штраф до 300 тыс. рублей, либо обязательные работы на срок 180—240 часов, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев.
В общем, в планах областного УВД и его подразделений в районах — продолжение проверок на дорогах. К этим мероприятиям, к слову, будут привлечены и специалисты Ростехнадзора.