— Нет сомнений в том, что цена, по которой реализуется молоко, играет существенную роль в рентабельности и привлекательности молочного животноводства.
Необходимо всегда помнить, что существует предел покупательной способности населения, а соответственно и закупочной цены. Ни переработчик, ни торговля работать в убыток не будут. Серьезнейшим для отрасли должен стать вопрос эффективности производства: эффективности применяемых и пропагандируемых сегодня технологий; эффективности государственной поддержки молочной отрасли. Считаю, что настало время, помимо защиты внутреннего рынка и консолидации отрасли, серьезно поставить вопрос о ревизии всего молочного рынка России.
За последние пять лет было построено много новых современных молочных комплексов, а также реализовано несколько инновационных проектов. Степень эффективности реализации и управления этими проектами — самая разная. Слепое копирование неудачных технологических и управленческих решений, в погоне за масштабами, идет во вред отрасли. Также стоит отметить, что выдача государственных субсидий без привязки к конкретным достижениям, связанным с эффективностью, не стимулируют рынок и его участников.
Если мы действительно хотим развивать молочную отрасль, необходимо в ближайшее время произвести тотальную ревизию состояния молочной отрасли страны, конструктивно и самокритично выявить совершенные ошибки и на основании объективной информации выстроить комплексную национальную программу развития молочной отрасли, которая будет включать в себя оценку и анализ мирового и отечественного опыта и потребностей населения России. Следует оценить наши текущие и потенциальные производственные возможности, проанализировать сроки реализации программы развития отрасли до уровня самообеспечения страны молочными продуктами.
И главное: нам следует наладить контроль за выполнением техрегламента, выстроить систему субсидирования или компенсации затрат для эффективных предприятий, особенно — для предприятий увеличивающих поголовье и валовой объем производства, гарантировать стимулирование потребления молока и молочных продуктов населением, создать программы обучения специалистов, как управленцев, так и технологов. Только при комплексном подходе можно переломить ситуацию в молочной отрасли.