Три брата
Примечательно, что строили магазин по типовому проекту. Почти одновременно аналогичные универмаги появились в Твери и Северодвинске.
Согласно проектной документации, на первом этаже магазина располагались товары хозяйственной группы, ковры, посуда, галантерея... На втором — товары для мужчин. Психологами подмечено, что представителям сильного пола, не особо любящим ходить по магазинам, хватает терпения добраться только до второго этажа. В отличие от женщин, которые в поисках платьев и туфель способны покорить и гораздо большую высоту. Так что товары для слабого пола в универмаге были расположены на третьем этаже. Помимо этого ещё три этажа магазина, в том числе цокольный, были предусмотрены под складские и служебные помещения. В одном из них разместили столовую для сотрудников универмага.
— В магазине с первого по третий этажи сразу же была пробита шахта для монтажа эскалаторов, — рассказывает Елена Петрова. — Это только кажется, что эскалаторы в магазине — находка современной торговли. На самом деле они типичны для крупных магазинов Москвы, Ленинграда и областных центров советского времени.
Вообще, если отнестись к «Руси» как к своеобразному памятнику советской торговли, на её примере можно убедительно доказать, что мнение о нецивилизованности торговли в СССР следует объявить мифом. Скажем, распространённые сейчас методы самообслуживания использовались во многих советских магазинах. В том числе — в новгородской «Руси». Как свидетельствует Елена Петрова, покупатель уже в 70-е годы самостоятельно мог выбрать даже мелкие непродовольственные товары, вроде булавок и зубных щёток.
— Главным и единственным недостатком торговли советского периода был дефицит товаров, — говорит Елена. — Такова была реальность плановой экономики. В «Русь» завозили товары из Финляндии, Австрии, Китая, Чехословакии... Их, разумеется, разбирали очень быстро. Считалось, что они более качественные. Информация о поставке импорта распространялась по городу методом сарафанного радио, и в тот день, когда товар, как говорится, планировали выбросить на прилавки, в коридорах универмага собиралась толпа.
Смутное время
С распадом СССР и началом экономического кризиса 90-х годов прошлого века для универмага настали нелёгкие времена. Во-первых, законсервировали эскалаторы: они были слишком энергоёмкими. Во-вторых, постепенно сошло на нет самообслуживание.
— Народ жил по карточкам, — рассказывает Петрова. — Был еще более страшный, чем в советское время, дефицит всего. Новгородцы занимали очередь в магазин даже ночью. В связи с нехваткой непродовольственных товаров в магазине участились кражи, и в таких условиях самообслуживание стало попросту невозможным.
Однако торговля справедливо считается одним из наиболее жизнестойких видов экономической деятельности. В 1992 году «Русь» официально прекратила своё существование в качестве универмага и была зарегистрирована как «Новгородский Торговый дом «Русь». И к середине 90-х магазин вновь начал подниматься. Опустевшие торговые залы заполнились представительствами оптовых баз и местных фабрик легкой промышленности, арендовавшими торговые залы.
Положение «Руси» упрочилось настолько, что у администрации возникла идея восстановить на его площадях классический универсальный магазин, в котором, согласно традиции, торговлю должна вести одна организация. Кроме того, покупатель, придя в универмаг, может делать комплексные покупки: в одном зале купить и носки, и нижнее белье, и костюм, и галстук, и верхнюю одежду... Оплатив товар на едином расчётно-кассовом узле, покупатель может выйти на эскалатор через контрольные ворота, а может и продолжить прогулку по торговому залу.
Считается, что при таких условиях средняя сумма покупки значительно возрастает, сокращается срок, необходимый на её совершение, увеличивается площадь выкладки товаров и оптимизируется штат работников магазина.
Российские универмаги пока строят свой менеджмент по принципу сепаратизма: каждая специализированная секция независимо от того, принадлежит она владельцу универмага или арендатору, имеет свой расчётно-кассовый узел, систему безопасности и т.д. Такой магазин правильно называть не универмагом, а торговым центром.
— В 1996—97 годы группа сотрудников администрации «Руси» совершила серию деловых визитов в Германию для того, чтобы ознакомиться с принципами устройства классических европейских универмагов, — рассказывает Елена Петрова. — Мы загорелись идеей воссоздать в нашем Торговом доме универсальный магазин. По итогам той поездки немецкой компанией Dula был даже подготовлен соответствующий проект. Но нашим планам не суждено было осуществиться: в 1998 году грянул дефолт.
Вообще, по мнению Елены Петровой, сегодня в России время торговых центров, а не универмагов. Уж слишком дорогое это удовольствие — универсальный магазин, и не каждый бизнесмен рискнёт позволить его себе. «Хотя, — добавляет она, — время идёт, мы развиваемся, и кто знает, какой будет «Русь» спустя десяток лет».
Тверская Бастилия
Любопытно, что судьба братьев-близнецов новгородской «Руси» в Твери и Северодвинске сложилась несколько иначе. Северодвинский универмаг, на московский манер именующийся ЦУМом, явно претендует на статус одного из центров городской жизни. Причём не только потребительской, но и культурной, и социальной. Достаточно открыть сайт ЦУМа, чтобы найти там объявления и отчёты о массе самых разных мероприятий, которые организуются либо в ЦУМе, либо около ЦУМа, либо по инициативе ЦУМа. Скажем, на крыше универмага летом прошлого года прошёл финальный концерт фестиваля современной музыки. Чуть раньше в марте стартовал творческий проект «ЦУМОвские сезоны», в рамках которого северодвинцы увидели восемь спектаклей, поставленные на сцене Дома корабела Архангельским областным молодежным театром. В январе 2009 года в ЦУМе прошло выступление детской воскресной школы. В ЦУМе и на площадке перед ним регулярно проводят различные кастинги, конкурсы для детей и взрослых, концерты, мастер-классы, благотворительные акции, городские праздники... Здесь выбирали «Тёщу года», лучших Деда Мороза и Снегурочку, проводили детские утренники, праздновали Рождество и Масленицу. В состав группы компаний Центрального универмага входит ЗАО «Модерн-Медиа», которое даже издает свой глянцевый журнал «ЦenterУМ» и газету «Город ЦУМ».
Судьба другого брата «Руси» — универмага «Тверь», который тверичане прозвали местной Бастилией, — сложилась по-своему. К сожалению, официальный сайт магазина не удалось найти, но один из новостных порталов Твери сообщает, что в городе появились слухи о скором закрытии универмага. Однако руководство магазина в ответ заявило, что мрачные ожидания не оправдаются: «Тверь», которая, к слову, носит статус муниципального унитарного предприятия, не является дотационной.
Серьёзные перемены не обошли стороной и главный новгородский магазин. Летом 2006 года «Русь» закрылась на капитальный ремонт и реконструкцию и открылась в декабре того же года. В здании на радость как взрослым, так и юным горожанам вновь заработали эскалаторы, но, конечно, не старые, советские, а современные, бесшумные и менее энергоёмкие. Изменился и единый дизайн торговых залов.
— Нам хотелось, чтобы в магазине стало больше света, стекла, поэтому облицовка пола, потолка, отделка стен были решены в светлых тонах, — говорит Петрова. — Торговые площади благодаря перепрофилированию двух технических этажей и вспомогательных площадей увеличились почти вдвое по сравнению с 1989 годом, достигнув 12 тыс. кв. м. Мы привлекли в магазин представителей мультибрендовых магазинов и фирм, представляющих известные торговые марки. В «Руси» появились зоны питания, отдыха.
В общем, универмаг, если можно так сказать, стал ещё универсальнее, но совершенству нет предела.
Фото из архива «НВ»