Сергей Ян неожиданно озвучил размер собственности профсоюза ОАО «Акрон». Ее в настоящий момент, по его словам, можно оценить в 500 млн. рублей. В том числе в активах организации — более 500 тысяч акций, собственность на сумму порядка 35 млн. рублей, недвижимость, счета в банках и кредитных кооперативах.
Сумма заинтересовала налоговые структуры (наведавшиеся в первичку на следующий день после пресс-конференции) и весьма удивила членов профсоюза и особенно контрольно-ревизионную комиссию профсоюзной первички.
Два года назад члены акроновской первички выбрали контрольно-ревизионную комиссию для контроля за своей финансово-хозяйственной деятельностью, за правильностью расходования денежных средств, использования имущества первичной профсоюзной организации и т.д. Так почему же комиссия оказалась не в курсе размеров собственности? Или это сакральная тайна, доступная лишь профсоюзным жрецам?
В июне перед проведением отчетно-выборной конференции была начата проверка финансово-хозяйственной деятельности первички на соответствие требованиям устава. По словам председателя КРК Елены Елюсеевой, были выявлены нарушения в проведении кассовых операций и делопроизводства, в выполнении условий договора между первичной профсоюзной организацией и ООО «Стройпроект» и др. Но главное то, что профком категорически противился работе КРК, скрывая информацию и не представляя по запросам необходимые документы — выписки из реестра держателей акций ОАО «Акрон», содержащие информацию о количестве акций, принадлежащих профсоюзной организации ОАО «Акрон»; справки о движении акций, принадлежащих профсоюзной организации; документальные подтверждения выбора поставщика для ремонта в помещении, приобретенном под центр «Здоровье+», и оснований для приобретения помещения под этот центр. Тайной оставались суммы, вложенные в ПКВК «Общедоступный кредит» и размещенные на банковских счетах.
В своем отчете на конференции КРК предложила считать ревизию незаконченной, так как большинство документов ей представлено не было. По сути, подтвердить отчет финансово-хозяйственной деятельности председателя профкома, опираясь на документы, которых не видела, КРК не могла. В результате на отчетно-выборной конференции было решено признать работу неудовлетворительной.
Впрочем, интрига заключается даже не в полумиллиардной корзине профсоюза, а в том, как ею распоряжаются и как планируют распоряжаться совсем не члены профсоюза, за долгие годы собравшие и заработавшие эти деньги. На конференции бывшим председателем при поддержке Росхимпрофсоюза была сделана попытка ввести новое положение о первичке. В проекте положения четко планировались вывод финансов из-под контроля рядовых членов профсоюза и закрепление этой функции за областной профсоюзной организацией Росхимпрофсоюза, а вернее — за ее председателем господином Яном.
Так, старое положение гласило, что сметы расходов утверждает профсоюзная конференция первичной организации. По проекту нового это делает только
профком (состоящий из председателя и его первых замов). Налицо попытка сузить круг хранителей информации, и без того весьма узкий, если судить по последним событиям. С той же целью из новой редакции было изъято положение об учетной политике, исчезли пункты о размере членских взносов. Зато появился пункт о лишении права членов профсоюзов на имущество первички и на прибыль от его использования.
А еще бросился в глаза пункт проекта, в котором обозначено: если из профсоюза выйдут все члены, то все, что накоплено трудом, достается... областной организации. Под предводительством кого бы вы думали? Бывшего председателя первички и нынешнего председателя областной профсоюзной организации Росхимпрофсоюза Сергея Яна — главного хранителя денежной информации и средств первички. Судя по всему, претендующего на пожизненное владение ими.
Проект положения, напечатанный мелким шрифтом, был роздан членам профсоюза непосредственно перед принятием, чтобы у слишком недоверчивых не хватило времени для его детального изучения. И только раскол во время отчетно-выборной конференции пока еще сохранил акроновской первичке независимость и не увел всю ее собственность наверх великому профсоюзному жрецу.