— В последние годы практически не было выставки или конкурса в нашей области, Москве или Петербурге, на которых наша продукция не отмечалась бы высоко, — поясняет Татьяна Владимировна. — И удивляться нечему: у нас работают истинные мастера своего дела.
Спрос рождает предложения
В справедливости этих слов мы убедились, перейдя в колбасный цех. На поточных линиях у аппаратов женщины в белых халатах виртуозно «колдуют» над выполнением каждой операции, чтобы в конечном итоге колбаса, сардельки и другая продукция получились, что называется, пальчики оближешь. А вот и рабочий везет на склад очередную партию только что выпущенных колбас. Впрочем, можно и не смотреть — аромат от них такой, что слюнки текут!
— В нашей области более 20 предприятий производят колбасные изделия, поэтому конкуренция очень серьезная, — говорит Татьяна Волостных. — Но наши позиции, мы считаем, прочные, и занимаемую нишу расширяем. За счет чего? За счет высокого качества нашей продукции и быстрого реагирования на запросы потребительского рынка колбасных и мясных изделий. Только в этом году освоено производство 13 новых видов продукции.
Это несколько видов колбас, сосисок, сарделек и сырокопченостей: карбоната, шейки, буженины. Идея наладить выпуск сырокопченых деликатесов на пищекомбинате обсуждалась еще несколько лет назад, но были сомнения в том, что дорогостоящая продукция найдет широкий спрос. Однако нынешней весной сомнения развеяли… белорусские коллеги новгородских кооператоров. Они привезли в Великий Новгород на ярмарку мясные деликатесы, и те так быстро раскупались, что когда этот «феномен» партнеры стали обсуждать, представители белорусской потребкооперации не скрыли недоумения: почему в Новгороде не занимаются этим сами?
— И тогда-то у нас взыграло самолюбие, — признался директор Новгородского пищекомбината Виктор КАЛИНАИЧЕВ. — Технологические наработки уже имелись, и с лета мы начали производить сырокопченые мясные деликатесы. При их изготовлении используем советы и рекомендации своих белорусских коллег и рецепты, которые применяли новгородцы в старину. А они-то в этом деле толк знали, не случайно их мясные копчености поставлялись в те времена в столицу.
На этом поиск новинок на пищекомбинате не закончился. Его руководство считает, что сегодня как никогда раньше надо ориентироваться на спрос рынка. А спрос далеко не одинаковый на ту или иную продукцию. И дело тут вовсе не в ее цене, как убедились специалисты Новоблпотребсоюза, в чью систему входит Новгородский пищекомбинат, проводя исследования и опросы покупателей на рынке Новгорода и области, а просто не всем людям здоровье позволяет кушать, к примеру, копчености. Идя навстречу многочисленным пожеланиям новгородцев, на пищекомбинате организовали производство запеченного карбоната, шейки, рулета с добавлением орехов.
— Конечно, все это красиво, — наконец вступаю с вопросом. — Но всем ли по карману?
— Этот товар сегодня на прилавках не залеживается, — успокаивает меня Виктор Иванович. — Спрос определяется сегодня не ценой в первую очередь, а качеством. Как говорят, мы не столь богаты, чтобы покупать посредственный товар. Еще один индикатор — Москва. Когда мы в столице проводим выездную торговлю, за копченостями всегда очередь.
Впрочем, Виктор Калинаичев не скрывает, что постоянный спрос существует и на недорогие колбасы, такие, как «Чесночная», «Пряная», «Восточная», «Ростовская», и выпуск их на пищекомбинате увеличивается.
Отступать некуда. Впереди Москва
Когда я зашел в кабинет к председателю правления Новоблпотребсоюза Станиславу САДАЛЬСКОМУ, он только что закончил разговор по телефону. По выражению лица было видно, что разговор был содержательным.
— Четыре крупных московские оптовые базы заинтересовались продукцией, которую выпускают наши пищекомбинаты, — пояснил Станислав Станиславович. — Особенно расспрашивают о нашей мясной продукции, вареньях из различных ягод и консервированных овощах. Мы вот только что с ними еще раз обсудили все детали сотрудничества. Полагаю, будем расширять присутствие на московском рынке. Столичные оптовые базы неспроста «мониторят» ассортимент продукции новгородской потребкооперации. Она уже в течение четырех месяцев реализуется в Москве. По пятницам, субботам и воскресеньям 5—6 организаций потребкооперации нашей области в различных точках столицы продают свой товар. По словам Станислава Садальского, москвичи высоко отзываются о представленной продукции, просят номера телефонов, чтобы знать, где в следующий раз будут торговать новгородцы, и сделать заказ на полюбившиеся изделия.
— Такую торговлю в Москве мы будем в обязательном порядке расширять, — повторяет руководитель потребкооперации нашей области. — И делается это в свете реализации тех договоренностей и соглашений, которые подписаны между администрацией Новгородской области и мэрией Москвы, а также между Центросоюзом России и мэрией столицы.
Станислав Садальский подчеркнул, что они в Москве торгуют не только своей мясной, консервированной овощной продукцией, грибами, ягодами, но и берут на реализацию продукцию других новгородских пищевых предприятий. В частности, особым спросом у москвичей пользуются изделия новгородской фабрики «Каскад».
По анализу специалистов Новоблпотребсоюза, жители столицы охотно раскупают не только продовольственные товары, но и изделия народного промысла. Нарасхват идут плетеные корзины, вазы, хлебницы. Особой популярностью пользуются половики, которые изготавливают наши бабушки.
— Все это способствует тому, что спрос на нашу продукцию обязывает нас наращивать и совершенствовать производство, — говорит Станислав Садальский. — А модернизация производства — это новые рабочие места. Я уверен, что изготовление предметов народного промысла с последующей реализацией в Москве будет способствовать решению проблемы занятости населения. Особенно — в отдаленных деревнях, где с работой проблемы. Но в этом направлении нам предстоит еще очень много сделать.
Может возникнуть вопрос: зачем корреспондент так много рассказывает о признании москвичами наших товаров? Дескать, главное, чтоб мы сами их признали и выбрали. Действительно, это главное. Однако посвященные люди хорошо знают, как трудно сегодня регионалам выйти на перенасыщенные столичные рынки. И здесь дело даже не в пресловутом лоббизме или искусственных барьерах. Возьмите новгородскую потребкооперацию. Сегодня ассортимент пищевой продукции, выпускаемой ее предприятиями, превышает 500 наименований. А сколько наименований сходных товаров можно найти, скажем, в Москве?
Надёжный индикатор качества
В этой связи узнавание производителя потребителем является безоговорочной рекламой изделиям первого. И тот факт, что наши кооператоры все активнее вторгаются на столичные рынки, есть свидетельство их отличной работы не только в смысле маркетинга, но и в самом важном для нас, покупателей, смысле — качества продукции, престижа местной, новгородской марки.
— Как вы считаете, почему ваши изделия пользуются таким спросом у москвичей? — все-таки задаю вопрос Садальскому.
— Потому что продукция у нас всегда свежая, высокого качества и без добавок. Мы ведь наши колбасы, например, делаем не из мяса, которое 15—20 лет пролежало замороженным в Аргентине или Австралии, а из свежего, закупленного на новгородских подворьях. Как мы убедились, сегодня жители городов хотят продукцию не только, что называется, с пылу- жару, но и изготовленную по старинным рецептам. Вот еще пример, подтверждающий это. Сейчас многие торговые компании Петербурга как никогда раньше проявили большой интерес к выпускаемому в Хвойной лимонаду. Заявки из месяца в месяц увеличиваются. Почему? Изготавливается он по старинным рецептам и на прекрасной воде. Вот питерцы и предпочитают его заморским напиткам, которые ничего хорошего не приносят, особенно детям…