— Кризис не оказал существенного влияния на ситуацию, — считает главный специалист-эксперт управления по развитию малого и среднего предпринимательства экономического комитета Новгородской области Людмила СТЕПАНОВА. — Идет естественный и непрерывный процесс: какие-то предприятия появляются, какие-то — ликвидируются.
Сами представители малого бизнеса также считают, что темпы появления новых предприятий не упали.
— Малый бизнес традиционно считается самым гибким, поэтому он смог приспособиться к кризисным условиям, — говорит председатель совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе Новгородской области Евгений БОГДАНОВ. — Кроме того, появлению новых предприятий способствовала областная программа снижения напряженности на рынке труда, предполагавшая среди прочих мер организацию самозанятости граждан, потерявших работу. Благодаря ей десятки людей начали собственный бизнес.
Официальной статистики о том, сколько предприятий закрылось в связи с кризисом, нет. Однако сами бизнесмены говорят, что в их среде не было громких случаев банкротства. Оказавшись в тяжелых экономических условиях, фирмы предпочитали закрывать филиалы в районах, ликвидировать отдельные направления работы, но сохранять производство в целом.
Между тем, согласно данным Росстата, на протяжении этого года число малых предприятий в России постепенно сокращалось. Уже в певом квартале их стало меньше примерно на 20%. Эти данные, однако, противоречат мнению самих бизнесменов. Недавно Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства провел анкетирование, в котором приняли участие 300 представителей малого бизнеса, в том числе и из Новгородской области. По мнению опрошенных руководителей предприятий, в кризисный период 2009 года новые компании стали появляться чаще, чем в 2007 году, когда экономика демонстрировала рост. Если два года назад только 4,7% опрошенных считали, что новые фирмы открываются очень часто, то теперь число согласных с этим утверждением выросло до 10,8%. Этому есть свое объяснение. Известно, что в периоды упадка и кризиса увеличивается число так называемых вынужденных предпринимателей. Возможно, рост числа малых предприятий связан с тем, что часть сотрудников крупных компаний осталась без работы и вынуждена была искать новые источники дохода. Противоречие между официальной статистикой и мнением предпринимателей также может быть объяснено. Возможно, оно связано с тем, что в период кризиса вынужденные предприниматели не всегда официально регистрируют свои предприятия: кому-то не хватает для этого юридических знаний, а кто-то считает самостоятельный бизнес лишь способом пережить нелегкое время.