— Александр Николаевич, на селе сейчас много проблем. Какую из них вы бы поставили на первое место?
— Основная наша задача на этот период, и она поставлена губернатором Сергеем Митиным, — максимальное введение в оборот пашни и сельхозугодий. В этом году мы должны довести посевную площадь в области до 185 тысяч гектаров. Из этого количества не менее 20 тысяч гектаров необходимо занять зерновыми культурами.
Хочу отметить, что весенние полевые работы уже ведутся в южных районах нашей области. Хозяйства всех форм собственности подкармливают озимые зерновые культуры, многолетние травы, начинают пахоту, проводят и другие работы. Для того чтобы они проходили на должном уровне, мы на прошлой неделе в области завершили всю организационно-подготовительную работу. Была проведена выставка сельскохозяйственной техники, состоялось областное совещание, посвященное севу, прошли заседания штаба по подготовке к посевной, семинары с участием агрономов хозяйств, райсельхозуправлений и ряд других мероприятий.
Сейчас идет процесс оформления краткосрочных кредитов. В основном — в Россельхозбанке и Сбербанке. На сегодняшний день их получено почти на 60 миллионов рублей. Мы рассчитываем, что размер таких кредитов возрастет еще как минимум на 40 миллионов. По сделанным нами расчетам, этих средств должно хватить, чтобы покрыть потребности хозяйств в средствах для успешного выполнения тех плановых показателей, которые доведены на нынешнюю весеннюю посевную.
— Бывая в районах, порой от отдельных руководителей хозяйств слышишь: «Зачем нас заставляют сеять ячмень, овес, ведь мы не на юге, большого урожая не получим».
— Почему мы уже второй год делаем упор на возделывание зерновых культур? Потому что они, после картофеля и овощей, позволяют наиболее эффективно использовать пашню. Благодаря их выращиванию мы должны решить вопрос обеспечения кормами не только молочного стада, скота на откорме, но и приближаться к решению проблемы обеспечения зерном свиноводства и птицеводства. Пример в этом нам надо брать в соседних регионах. Отдельные наши руководители сельхозпредприятий, фермеры ссылаются на плохие климатические условия, и в первую очередь на недостаток тепла. Но это — чистой воды отговорки. Соседняя Вологодская область расположена севернее нас, но там в год производят более 220 тысяч тонн зерна, а мы еще не вышли даже на 20 тысяч. Естественно, вологодцы полученное зерно не продают на сторону, оно идет на нужды собственного животноводства.
— Тем более что сегодня, чтобы заниматься колосовыми культурами, необязательно возводить громоздкие и затратные зернотоки?
— Мы сейчас прорабатываем технологии использования зерна, поступившего с поля, без его последующей сушки. Прекрасный результат, как мы убедились на примерах наших хозяйств, дает плющение зерна. Нужно его консервировать с добавлением современных высокоэффективных биохимических препаратов. Зерновые культуры следует убирать в период молочно-восковой спелости — усвояемость такого корма животными наивысшая. Такой опыт широко используется в хозяйствах Ленинградской, Вологодской областей и во многих других регионах. И мы его будем широко распространять и внедрять на сельхозпредприятиях нашей области.
— Что это нам даст? На что можно рассчитывать?
— Даст главное: при существующей материально-технической базе сможем резко увеличить посевные площади зерновых культур. С другой стороны, открывается возможность значительно поднять надои молока. Чего греха таить: у нас в области еще имеется много хозяйств, которые до сих пор получают от коровы 1500—2000 килограммов молока в год. Причина? Кормят только силосом и сеном, а на покупку комбикормов нет средств. От этой проблемы мы сможем уйти благодаря увеличению площадей под зерновыми культурами и использованию передовых технологий консервирования и плющения зерна.
— Проезжая по дорогам области, видишь, сколько у нас много земли заброшено.
— В нынешнюю посевную необходимо сделать существенный шаг по дальнейшему наращиванию использования пашни. Ее в нашей области много запущено, засевается всего около 40%. Это очень плохо. Будем распахивать залежные земли, приводить их в надлежащий порядок. Одновременно многие сельхозугодия надо переводить в другую категорию использования, поскольку там стоит уже довольно высокий лес.
Ввести эти поля в севооборот пока не представляется возможным, так как на это требуются большие финансовые вложения. Но хочу сказать, что в областном бюджете предусматриваются немалые средства на субсидирование хозяйствам части затрат на проведение культуртехнических работ на полях. В этом году на эти цели решено направить порядка 25 миллионов рублей, что позволит дополнительно ввести в оборот около 6 тысяч гектаров земель.
— Мы говорили о зерновых, а какая роль отводится другим культурам?
— Примерно на уровне прошлого года остаются нынче площади под картофелем и овощами. Но существенно больше будет посеяно кормовых культур и особенно — кукурузы на силос. Хозяйства намерены активно заняться перепашкой, севом многолетних трав, так как на многих полях травы таковыми только значатся: им по 10 и более лет, и культурных растений там уже практически не осталось.
Что касается льна, то посевы в текущем году решено провести на уровне прошлого года — на 1000 гектарах. Это связано с объективными причинами: не было сбыта льнопродукции. Но мы работаем над решением этой задачи. Не так давно я ездил в Псковскую область, налаживал связи с руководством АПК с целью поставок на их льноперерабатывающие предприятия нашего сырья. Поддержка нам обещана: что касается псковских заводов, то они работают и даже испытывают нехватку льнотресты. Если у нас работа с псковичами получится, посевы северного шелка, как почтительно льноводы называют долгунец, значительно увеличатся.
— Как вы бы оценили ситуацию в животноводческой отрасли?
— В животноводстве картина довольно пестрая. Если брать производство молока, то на сельхозпредприятиях есть рост. Есть и увеличение в надоях на корову. Но темпы роста недостаточно высокие и не такие, как хотелось бы. Говоря о такой важной отрасли, какой является животноводство, хочу остановиться на одной из острейших проблем — сокращении потребления населением области молока и молочных продуктов. Нас сегодня не может не волновать тот факт, что в первом квартале текущего года производство молока и молочных продуктов на перерабатывающих предприятиях области снизилось.
— С чем вы это связываете?
— С тем, что население меньше стало потреблять молока и молочных продуктов. Естественно, и торговля меньше стала брать молока у перерабатывающих предприятий. А нет спроса на продукцию — значит, идет сокращение объемов заготовок молока и снижение закупочных цен на него. Снижение закупочных цен на молоко для сельчан — катастрофа, ведь затраты на производство молока не снижаются. Резко подорожала электроэнергия, идет рост стоимости кормов. Это приводит к тому, что производство молока почти во всех хозяйствах становится убыточным. В такой непростой ситуации компания «Лактис» объявила, что с 25 апреля на 1 рубль снижает закупочные цены на молоко, то есть закупочная цена 1 килограмма молока составит порядка 9 рублей. Это усугубит ситуацию с производством и закупом молока.
— Каким вам видится выход из этой ситуации?
— Мы вынуждены вести активную работу по созданию в крупных молокопроизводящих хозяйствах собственной переработки молока с последующей реализацией выпущенной продукции. Но хочу сразу сказать, что это отдушина, которая может спасти только отдельные крупные хозяйства. Все сельхозпредприятия, занимающиеся производством молока, на прямую его реализацию и выпуск молочных продуктов перевести невозможно. Для этого у многих нет соответствующей базы.
Надо честно признать: то, что мы намереваемся на уровне области предпринять, — всего лишь тактический ход, но не стратегический. Стратегический должен быть решен на уровне правительства. Мы получили несколько протоколов совещаний, которые проводило правительство по этому вопросу. Есть письмо Минсельхоза, которое обязывает нас создать постоянно действующую комиссию по вопросу развития молочной отрасли. Мы такую комиссию создали. Но пока каких-то реальных шагов, которые бы способствовали поддержке молочного животноводства, не видим. Даже по снижению тарифов на электроэнергию, с чем мы неоднократно обращались в правительство.
— У нас в области реализуется и уже дает первые результаты программа по развитию мясного скотоводства. Но какие отрасли являются флагманами в АПК области и как в них нынче обстоят дела?
— Это свиноводство и особенно — птицеводство. Они являются локомотивами всего агропромышленного комплекса области, так как развиваются наиболее успешно. Нам можно гордится тем, что близится к завершению реконструкция группой компаний «Рубеж» птицефабрик в Новгородском, Валдайском и Боровичском районах. У этой компании есть стратегические планы в разы увеличить у нас производство мяса птицы.
Еще на одном очень важном для нас проекте хочу остановиться. Наш белгородский партнер — агрохолдинг «БЭЗРК-Белгранкорм» — заканчивает в Крестецком районе строительство птицефабрики, которая будет давать 42 000 тонн мяса птицы в год. Мы рассчитываем, что в конце июля там будет получена первая продукция.
— Открытие этих производств существенно скажется на занятости населения на селе. Знаю, что губернатором уже даны очень важные поручения комитету по сельскому хозяйству и продовольствию области по решению проблемы занятости жителей села, оказавшихся без работы. В чем эти поручения заключаются?
— Сергей Герасимович Митин поручил комитету по сельскому хозяйству и продовольствию совместно со службой занятости населения, администрациями районов, сельских поселений собрать списки, причем пофамильно, всех безработных, проживающих в сельской местности. С каждым состоится беседа. Если человек не может работать по веским причинам или не хочет — это одно. Но когда есть желание трудиться, мы должны предложить ему работу и оказать необходимую помощь и поддержку. И это будет делаться в индивидуальном порядке.
Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото автора