Второй автобус № АЕ-130 от Новгородской пассжирской автотранспортной компании (НПАТК) подошел через час. «Толпа кинулась на штурм свободных мест. На просьбу впустить детей с родителями в автобус водитель ответил, что ему «все по барабану» и «скажите спасибо, что еще подъехал к вам». В результате такой посадки родители с маленькими детьми (а их было пятеро) остались ждать третьей машины еще час.
«Перед посадкой в этот автобус я попросила высадить нас на остановке «Славянка», — продолжает рассказывать пассажирка. — Водитель в категоричной форме заявил, что остановку сделает, но выходить и открывать багажник не будет. Он сказал: «Затаскивайте чемоданы в салон». Но ведь у нас были багажные билеты».
Претензии Тамары Федоровны мы переадресовали новгородской службе Роспотребнадзора и в транспортный надзор.
— Николай Клячков, директор ООО «Фабус+», принял решение возместить семье Тамары Федоровны стоимость билетов и страховки, — говорит Ольга БЫСТРОВА, главный специалист-эксперт Роспотребнадзора. — В сам «Фабус+» Тамара Федоровна не обращалась. А правила перевозок предусматривают претензионный порядок. Конечно, обращаться в контролирующие органы она тоже имеет право. Тем не менее в первую очередь следовало заявить требования перевозчику. Для получения компенсации пассажирке необходимо обратиться в «Фабус+» по адресу: 175040, Великий Новгород,
ул. Нехинская, д. 1.
Подробное разъяснение по этому делу дал Алексей ГРИГОРЬЕВ, начальник отдела управления госавтонадзора по Новгородской области:
— Мы выяснили, что необходимый контроль автобус компании «Фабус+» перед выездом проходил. К сожалению, даже это не может на сто процентов застраховать транспорт от технических неисправностей во время поездки: автобус заправился в городе некачественным топливом.
В соответствии с п. 44 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом пересадка пассажиров из одного автобуса в другой производится шофером снятого с линии автобуса. Согласно приказу Минавтотранса пассажиры с детьми дошкольного возраста пользуются правом внеочередного входа в автобус. То есть шофер рейсового автобуса маршрута 949 совершил нарушение, не проследив должным образом за пересадкой пассажиров. С другой стороны, Сергей Николаев, шофер попутного автобуса АЕ-130, должен был объяснить взрослым пассажирам, что те обязаны уступить места пассажирам с детьми.
— Почему хамство не наказывается?
— Водитель несмотря ни на что должен быть вежливым и корректным. А также принимать меры к устранению недостатков независимо от того, по чьей вине они допущены. Кстати, сам Николаев отрицает, что выражался некорректно. В объяснительной он пишет: «…в адрес пассажиров грубых слов или подобных им не высказывал». К объяснительной он приложил телефоны пассажиров, которые могут это подтвердить. Правда, проверку в НПАТК мы еще не закончили.
— Должна ли была Тамара Федоровна затаскивать сумки в салон, если были оплачены багажные места?
— Существует Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами. В п. 5.3 прописано: на междугородных маршрутах багаж пассажиров (кроме ручной клади) при наличии багажных отсеков размещается только в них. С другой стороны, Тамара Федоровна попросила водителя сделать остановку, не доезжая до конечного пункта. Водитель пошел ей навстречу, чтобы она была доставлена вовремя, учитывая задержку маршрута. Однако это можно расценивать как нарушение, поскольку паспортом 949 маршрута в этом поселке стоянка не предусмотрена. Водитель не имел права останавливаться, а тратить время на извлечение багажа из багажного отделения — тем более. Если следовать всем нормативам, Сергей Виноградов должен был помочь гражданке Михайловой перенести багаж из неисправного автобуса в попутный, а Владимир Дурыничев (шофер третьего автобуса) — довезти до пункта назначения.
— Какая ответственность ждет перевозчиков?
— На ООО «Фабус+» будет составлен протокол за нарушение ст. 14.1 части 3 КоАП РФ. Сейчас решается вопрос о возложении ответственности на юридическое или же должностное лицо. Об ответственности НПАТК вопрос не решен. Окончательные выводы будут сделаны после завершения проверки.