Пятница, 10 января 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

«Человеку нужно вернуть его ценность»

{mosimage}Экономика — это наша повседневная жизнь, а политика — ее настроение. Нужно создать «хорошую песню», улучшающую настроение, и кризис пойдет на спад. Социолог Александр Жуковский анализирует состояние новгородского общества.

— По вашему мнению, сегодняшний кризис — это больше экономический спад или истерика, которая топит рынок?
— Думаю, кризис больше в наших головах. Я бы разделил проблему на две части. Историки и экономисты спорят, что первично, что чему базис — политика экономике или наоборот. Понятно, что это вещи глубоко переплетенные. Экономика — это наша жизнедеятельность, а политика — это наше настроение.
За примером можно обратиться к  Китаю. Там сохранили компартию, которая, образно говоря, и  создает настроение в стране. И экономика Китая движется вперед семимильными шагами. Я не оцениваю сейчас, плоха или хороша именно эта партия, я говорю о том, как важно грамотно квалифицировать общественный настрой.

Я не считаю кризис в нашей стране, и тем более в Новгородской области, глобально экономическим. Мы не исчерпали всех своих ресурсов — ни сырьевых, ни человеческих, ни денежных. Оценивая положение Новгорода, можно сказать, что в этом кризисе он пострадает гораздо меньше остальных. В силу того, что к нему сейчас возвращается важная миссия — европейского логистического центра в новом мировом экономическом пространстве. Мы с коллегами всерьез думаем о том, чтобы написать статью «1150 лет логистическому центру Великий Новгород». Ведь как город он возник на пересечении торговых путей, но со временем акцент сместился на железные дороги, и мы оказались просто Новгородом-на-Волхове. С точки зрения «настроения» (в том понимании, о котором я говорил выше) это был невыгодный для Новгорода период, но сейчас все меняется. 
Президент Дмитрий Медведев, выступая не так давно в Казахстане, заявил, что к нам идет новый Великий Шелковый путь. Точнее, он сказал это по отношению к Петербургу. Но этот ареал составляют Петербург, Усть-Луга и теперь Великий Новгород, потому что трасса на порты будет проходить по нашей территории. Здесь пересекутся стратегические линии севера и юга, запада и востока. Именно к нам пойдут очень серьезные инвестиции, мы будем центром.  Так что стратегические прогнозы для Новгорода достаточно благоприятны.
— Сколько, на ваш взгляд, продлится нестабильная экономическая ситуация, когда кризис закончится?
— Когда придумаем песню для хорошего настроения! Экономика Новгородской области плохо диверсифицирована, большинство предприятий занимались, если можно так сказать, натуральным хозяйством. Промышленность жила на собственные, а не на кредитные средства, что ее пока и  спасает. Но все же экономически мы связаны и с заграницей, и с другими регионами России, где последствия нестабильности могут быть гораздо критичнее. Думаю, что сильнее всего недостаток финансов скажется на частном бизнесе. Одно время нашим правительством рассматривались программы государственно-частного партнерства, на него делалась ставка. Но сейчас бизнес  будет занят другим — выживанием, и на него будет трудно рассчитывать как на партнера. Я не помню ни одного проекта, который был бы в таком режиме реализован до конца. Но эффект от такого сотрудничества был гипотетическим, так что вряд ли общество или экономика многое потеряют. Логично, что бюджетная сфера пострадает меньше. Хотя кризис ее  подталкивает, но не слишком.
— Как вы относитесь к тому, что федеральный бюджет делает  существенные вливания в финансовую сферу для поддержания экономики?
— Вливая деньги в банки, думаю, что правительство пытается исправить ошибки интеграции России в мировую систему. В последние годы мы предпринимали много усилий, чтобы влиться в ВТО, а сейчас идет попытка оторваться от этой системы или хотя бы нейтрализовать ее.
Кризис должен сильно переформатировать банки. С точки зрения науки, в России сложилась сильная диспропорция, и это тоже объективное основание для кризиса: человек стал меньшей ценностью, чем нефть, газ, стройматериалы или металл. Получилось так, что для строительства государственных и общественных систем человек-гражданин стал обслуживающим персоналом этих ресурсов. В то время как он должен быть центром. Государственная идеология и бизнес стали более внимательными к людям, а вот банки по-прежнему нет. Кризис должен повернуть банковскую систему к человеку.
Важно использовать сложившиеся обстоятельства себе на пользу. Китайцы не зря говорят: «Не дай Бог вам жить в эпоху перемен». Кризис в китайском языке обозначают два иероглифа, их смысл «возможность» и «угроза». Выберите для вас наиболее подходящий. В любой  системе, как в природной, так и в социальной, ходы зашлаковываются. Поэтому любой системе для очищения необходима встряска. Хотя бы такая, как кризис.

Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Инфографика Ирины ДЕНИСЕНКО

Все средства хороши

Бюджет Новгородской области на ближайшую трёхлетку сохранил социальную направленность

18.12.2024 | Экономика

Инвестиционная привлекательность — это новые рабочие места, улучшение качества жизни.

«Зачем я здесь?»

Как новгородской глубинке привлечь инвестиции

11.12.2024 | Экономика

Маркирование сельхозживотных проводят даже в небольших хозяйствах.

Коровке — по бирочке, лошадке — по микрочипу

В Новгородской области на платформе «Хорриот» промаркировано более 90% сельскохозяйственных животных

11.12.2024 | Экономика

На встрече в Исфахане новгородская делегация обсудила с иранской стороной перспективы сотрудничества в области науки и образования.

От пломбира до машиностроения

Новгородские компании находят бизнес-партнёров в Китае и Иране

04.12.2024 | Экономика

Экономика ищет баланс

Задача Центробанка — привести спрос и предложение к равновесию

04.12.2024 | Экономика

Участники мероприятия обсудили новые перспективы, которые откроются семейным компаниям.

Общее дело

В регионе растёт число семейных компаний

27.11.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА