Поправки, по мнению Богданова, должны позволить субъектам малого и среднего предпринимательства, которые арендуют государственное или муниципальное имущество, воспользоваться преимущественным правом на заключение договора аренды имущества, не участвуя в конкурсах или аукционах, что даст им возможность воспользоваться преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества.
— Я выполнил эту просьбу, — сообщил корреспонденту «НВ» Владимир Головнев. — В законопроект «О защите конкуренции» внесены поправки, продлевающие возможность реализации данного права до 1 июля 2010 года. Поясню: сейчас субъекты малого предпринимательства имеют преимущественное право на выкуп арендуемого имущества. Но, к сожалению, не все смогли этим воспользоваться. Известно много случаев, когда после окончания срока аренды его продление предлагали только на основании результатов проведенных торгов. Особенно эта ситуация обострилась нынешним летом, когда руководители небольших предприятий столкнулись с крупным бизнесом на конкурсах и аукционах и, разумеется, не смогли выдержать конкуренции. Внесенные поправки эту ситуацию исправят.
Еще одна тема. Комитет Владимира Головнева провел «круглый стол» на тему государственно-частного партнерства (ГЧП). Само определение этого понятия отсутствует в отечественном законодательстве, но в некоторых регионах уже приняты и действуют местные законы о ГЧП. Например, в Санкт-Петербурге, Томской области.
— Есть такие проекты, которые в отдельности не поднимут ни бизнес, ни государство. Не по силам. Только если совместными усилиями. В таком случае государство и бизнес договариваются, на каких условиях они будут реализовывать тот или иной проект. Чаще всего это необходимо в инфраструктурных проектах, проектах, где затрагиваются, скажем, военная, экологическая, продовольственная безопасность, — поясняет Владимир Александрович. — Но проблема-то в чем? Частный бизнес зачастую не верит государству. Он боится вкладывать свои средства в государевы планы, не доверяет госчиновникам, у которых нередко доминирует личный корыстный интерес, а не интересы государства.
В чем же состоит участие государства в таком партнерстве? Например, оно может вкладывать деньги в реализацию проектов, объекты недвижимости, скажем, земельные участки, ноу-хау и так далее. Это очень важная форма сотрудничества. За рубежом она уже далеко не в новинку, но у нас в России ГЧП с трудом приживается, поскольку, повторюсь, бизнес сильно напуган и лишний раз не рискует ввязываться в партнерство с государством. Но рано или поздно эта ситуация изменится, и между государством и частным бизнесом установятся более доверительные отношения.
Евгений МАЛЬКОВ