О том, как их решают на местном уровне, рассказывает председатель комитета экономики администрации Великого Новгорода Александр ГРИГОРЬЕВ.
— Александр Николаевич, как в целом по области обстоит ситуация с соблюдением федерального законодательства?
— Проверка, проведенная прокуратурой, показала, что серьезных нарушений пока нет. Правда, выяснилось, что в области до сих пор не создан координационный совет по развитию малого бизнеса. Также к нарушениям можно отнести отсутствие реестра предприятий, которым оказывается государственная и муниципальная поддержка. В ближайшее время положение о создании такого реестра будет разработано. Также появится координационный совет, в задачи которого будет входить выработка приоритетных направлений развития малого бизнеса и участие в принятии решений по оказанию предпринимателям той или иной поддержки.
— Есть ли, на ваш взгляд, в формулировках законов какие-либо неточности, мешающие их реализации?
— При анализе принятых недавно законов возникает ощущение, что они нуждаются в более детальной проработке. Можно привести пару примеров. Во-первых, в соответствии с изменениями, внесенными в федеральный закон о защите конкуренции, заключение договоров аренды помещений теперь должно происходить только в результате аукциона. Однако никто не может дать гарантию, что конкурс выиграет именно тот предприниматель, который постоянно арендовал площадку.
Вторая проблема связана с реализацией закона о преимущественном выкупе предпринимателями арендованных муниципальных помещений. Этот закон не распространяется на объекты, включенные в имущественный фонд. В Новгороде такой фонд как раз создается. Объекты, которые в него попадут, будут сдаваться в аренду по льготной цене, но приобрести их в собственность предприниматель не сможет. В других регионах уже есть примеры того, как власти пытались справиться с этим противоречием. Москва включила в имущественный фонд все арендуемые помещения, мотивируя это тем, что подобная мера поможет избежать рейдерских захватов. В Петербурге, напротив, предприниматели и общественные организации настаивают на том, чтобы включить в фонд только те объекты, которые не находятся в аренде у представителей малого бизнеса.
— А по какому пути пойдёт Новгород?
— Сейчас в аренде у предпринимателей находится около 200 муниципальных объектов. Смысла включать их все в имущественный фонд нет. Приватизация — одна из существенных статей дохода бюджета, а в свете приближающегося празднования 1150-летия Новгорода и приведения города в порядок вопрос пополнения доходной части бюджета особенно актуален. Поэтому полностью переводить арендуемое предпринимателями имущество в фонд мы не будем. Конечно, фонд все равно будет создан, но при этом мы постараемся учесть интересы малого бизнеса.
— Нужно ли расширять законодательную базу в сфере поддержки малого бизнеса?
— Законов вполне хватает, их только нужно учиться применять. Малому бизнесу больше нужны федеральные программы, в частности, направленные на финансовую поддержку предпринимателей. Сейчас в структуре затрат малого бизнеса фактически 60% финансовой нагрузки составляет арендная плата. Возможно, ее объем следует отрегулировать на федеральном уровне. Также предпринимателям необходимы дешевые банковские кредиты. Понятно, что в условиях рыночной экономики рычаги регулирования арендной платы и ставок по кредитам найти сложно, но их нужно искать.
Ольга ЛИХАНОВА