20 лет назад лён выращивали во многих районах, сегодня его возделыванием занимаются только три предприятия
Два из них, «Колос» и «Импекслен» в Солецком районе, засевают всего-то 450 га. Уторгошский льнозавод имеет площадь посева почти в полтора раза больше, чем у этих двоих.
Исчезнет ли и в этих предприятиях северный шелк, как ласково называли раньше лен? За ответом на этот вопрос, мы отправились в Уторгошь.
Тяжёлые гектары
Генерального директора льнозавода Галину РУЖЕНОВИЧ в кабинете сейчас не застать. То она на производстве, то в поле. И так с утра до ночи.
— У нас без преувеличения — горячая пора. Не дай Бог, упустим время и окажемся без работы, — говорит Галина Алексеевна. — Это когда-то наш льнозавод колхозы и совхозы льнотрестой обеспечивал, а теперь нам не на кого надеяться. Сами сеем лен, сами его убираем. Не займись этим, производство остановится. И куда пойдут люди, работающие на нем? В Уторгоше работы нет. Поэтому все и держатся за наш льнозавод.
Сейчас люди, не занятые на производстве, — в поле. Вся тяжесть работ переместилась сюда, за деревню Горное Веретье. Здесь сразу тремя комбайнами теребят лен.
Механизаторы начинают работу как только спадет роса, а уходят с поля с первыми сумерками. Трактористы эти не со стороны взяты на льнокомбайны, они работают на льнозаводе. Михаил ТИМАХОВИЧ, Руслан ИВАНОВ и Илья КУЛИКОВ, например, занимаются подвозкой льнотресты в цех, заняты на транспортных работах. А когда приходит пора весеннего сева, в поле равных им нет. Они пашут, почву готовят, сеют. И сейчас благодаря этим льнокомбайнерам решается судьба урожая.
— Техника у нас старая, льнокомбайнам больше двадцати лет, часто ломаются. Надо бы новые покупать, но на это нет денег, их нужно немало. Сегодня льнокомбайн стоит порядка 600 тысяч рублей. Поэтому о новой технике и не мечтаем, хорошо, что хоть есть кое-какие запчасти да сварочный аппарат в поле привозят. Выкручиваемся, без дела не сидим.
Следует сказать, что механизаторы делают порой просто невозможное. Это благодаря их мастерству и напористости в день проводится теребление льна на 40 га, что больше нормы. А всего эта работа уже проведена более чем на 550 из 723 га по плану. По расчетам механизаторов, теребление завершат до конца сентября.
— Погода как-то повлияла на урожай? — интересуюсь у Галины Руженович.
— Это поле было засеяно льном только 3 июня, раньше сюда было не въехать из-за переувлажнения почвы после обильных дождей. Но на урожай грех жаловаться, с гектара получаем по шесть центнеров льносемян и более 30 центнеров тресты. Это довольно высокий результат. Правда, у нас есть поля, на которых плешинами вымокли посевы.
Галина Алексеевна обследовала все поля, занятые долгунцом, и после сделанных подсчетов заключила, что в текущем году льнозавод соберет не менее 60 т льносемян и 1700 т льнотресты. Этого количества семян хватит для весеннего сева, а льнотреста обеспечит работу льнозавода до нового урожая льна. Сейчас на предприятии ведется сушка поступающего от льнокомбайнов льновороха. Началась уборка и льнотресты, на этой работе занят пресс-подборщик. Рулоны сырья с поля доставляются под навесы на территории льнозавода.
Влюблённая в лён
— Многие говорят, что лен никому не нужен, льноволокно не сбыть. А как у вашего завода с реализацией продукции? — обращаюсь к Руженович.
— Что нас лен озолотил, сказать не могу. Зарплаты у нас маленькие, потому что платить по многу не с чего. Что касается сбыта льноволокна, то его потихоньку продаем. Правда, цена нас не устраивает: за тонну короткого льноволокна нам дают 22 тысячи рублей, а за длинное — 42 тысячи. Это невысокие цены, к тому же за последние годы они даже снизились, а электроэнергия, топливо, материалы, наоборот, подорожали. Поэтому приходится на всем экономить, от многого отказываться.
Сегодня, кого бы ни спросил в Уторгоше или в районной администрации, все говорят, что лен выращивается, работает льнозавод благодаря неутомимой труженице, какой является Галина Руженович. Она знает, как настроить льносеялку, не ошибется с выбором сроков химпрополки. Все это пришло не за год и не за два. На Уторгошский льнозавод Галина Алексеевна приехала работать в 1969 году после окончания Оршанского текстильного техникума. Поначалу думала, отработает пару лет и вернется в Белоруссию, но так и осталась здесь.
— Порой, когда особенно трудно, себе говорю: «Хватит, пора на отдых», — вспоминает Галина Алексеевна. — Но тут же подумаю: а как я без завода? Как я после этого посмотрю в глаза людям поселка, которые мне доверяют, в меня верят? Поэтому, пока позволяют силы, буду нести свою ношу. Она, честно скажу, нелегкая.
Шимский район
Фото автора