Санкции на ввоз продуктов заставили торговые сети пересмотреть принципы работы
Как запрет импорта ряда товаров из Европы и США повлиял на местный рынок? Этот вопрос стал одним из основных на совещании, посвященном продовольственной безопасности Новгородской области.
Оно состоялось вчера, 11 сентября, и прошло под председательством первого заместителя губернатора региона Вероники МИНИНОЙ.
Официальной статистики о том, какую долю рынка занимал импорт, нет, однако первый заместитель руководителя департамента экономического развития и торговли Новгородской области Марина ИЛЬИНСКАЯ сообщила приблизительные цифры: до введения санкций около 18—23% товаров были привозными. Это если не считать алкоголь. С ним выходит еще больше — до 40%. Интересно, что в местных торговых сетях доля импорта традиционно была примерно на 8% ниже, чем в федеральных.
Разумеется, исчезновение с рынка некоторых продуктов не могло не отразиться на его участниках. Представители торговых сетей и компаний, занимающихся производством, в один голос признали: правила игры изменились, однако именно сейчас у новгородских предприятий появился шанс заявить о себе.
— Если раньше поставщики шли к нам, то теперь мы идем к ним, — сказал директор филиала Х5Retail Group (сеть магазинов «Пятерочка») в Великом Новгороде Александр СЛУЧАНКО. — Импортозамещение — сложный процесс. Трудно найти взамен западных аналогичные российские товары по аналогичной цене, а покупатели хотят видеть на прилавках местный, качественный и свежий продукт. Поэтому мы всегда готовы к переговорам с поставщиками.
Он также заверил, что новгородцам можно не бояться резкого скачка цен. В условиях конкуренции торговым сетям не выгодно продавать продукцию, которая стоит заведомо дороже, чем у конкурентов. Покупатели нынче пошли разборчивые и неплохо ориентирующиеся на рынке. Если они поймут, что в соседнем магазине картошка дешевле, то пойдут туда.
Правда, даже при таком раскладе между производителями и продавцами иной раз возникает недопонимание. К примеру, очень многие руководители предприятий сетовали на излишне сложные логистические схемы. Есть случаи, когда товар, произведенный в нашем регионе, отправляется в распределительный центр, находящийся, к примеру, в Санкт-Петербурге, и лишь оттуда начинает путь к местным прилавкам. Хотя встречаются и счастливые исключения. Вот, например, ООО «Трубичино» договорилось о поставках овощей в новгородскую «Ленту» напрямую. Значит, все возможно, если быть готовым к диалогу.
Еще один вопрос касается величины торговой наценки. «Новгородхлеб» отказался от сотрудничества с «Лентой» и компанией «Интерторг», представляющей сеть магазинов «Народная 7Я семьЯ», как раз потому, что они хотели получать с каждой буханки хлеба 30—40% прибыли. Это сделало бы товар слишком дорогим и невостребованным.
Словом, проблем хватает. В этом смысле санкции пришлись кстати: они сподвигли производителей и продавцов повернуться лицом друг к другу, начать совместный поиск новых схем работы.