На смену импортным товарам придут новгородские. Вопрос в том, как скоро?
Начну с конца. Подводя итоги совещания, посвященного продовольственной безопасности региона, первый заместитель губернатора Вероника МИНИНА отметила:
— Сейчас у местных производителей есть отличная возможность показать себя. Санкции на ввоз продуктов из Европы и США играют на руку новгородским компаниям. Другое дело, что подвернувшимся шансом надо суметь воспользоваться.
Смогут ли наши предприятия найти замену импортным товарам? Об этом шла речь на встрече представителей власти и продуктовой отрасли. Как выяснилось, далеко не везде дело обстоит гладко.
Рыба ушла
Взять, к примеру, рыбную отрасль. Каждый год в новгородских озерах вылавливают около 2,5 тыс. т рыбы. Ресурс таких водоемов ограничен, поэтому сейчас постепенно набирает обороты выращивание рыбы в прудах. В Старорусском районе разводят карпов, в Демянском — форель. Однако до потребителей доходит не вся рыба. В области всего два специализированных рыбных магазина, и оба расположены в Великом Новгороде.
Для сравнения: магазинов, торгующих исключительно алкоголем, у нас в регионе 120. Разница, что называется, налицо. Потому основная часть местной рыбы идет на переработку. Вероника Минина предложила подумать о расширении сети магазинов: товар должен быть доступен покупателю.
У консервных заводов свои сложности. Из-за запрета на ввоз пропала финская килька. Новгородские «Синергия» и «Сойма», выпускающие шпроты, остались на мели. Сейчас перестраиваются, пытаясь наладить выпуск другой продукции. Возможно, их положение станет более прочным, если ЗАО «Рыбный двор» получит кредит на строительство цеха с вместительным холодильником. Переговоры о предоставлении заемных средств идут как раз сейчас. Если они завершатся успехом, уже в ноябре холодильник начнет работать.
Овощной бум
А вот с овощами все более или менее в порядке. Как сообщил первый заместитель генерального директора ООО «Трубичино» Владимир КЛЕМЕНТЬЕВ, его предприятие производит около 5 тыс. т овощей в год и готово расширяться. Дальнейшая реконструкция позволит увеличить объем выпуска продукции на 30%.
— Ассортимент, который мы выпускаем, позволяет заместить почти все, что попало под эмбарго. Мы не производим разве что брокколи, цветную и брюссельскую капусту и трюфели, но это уже узкоспециализированная и не слишком востребованная продукция, — отметил Владимир Клементьев.
Сейчас «Трубичино» работает с несколькими сетевыми магазинами. В частности, компания договорилась с местной «Лентой» о том, чтобы овощи шли не в распределительный центр Санкт-Петербурга, как это обычно бывает с новгородской продукцией, а сразу попадали на прилавки. Так они доходят до покупателей более свежими. Предприятие готово и к поиску новых партнеров. Прямо на совещании его продукцией заинтересовался представитель X5Retail Group — компании, которой в регионе принадлежит 51 магазин сети «Пятерочка».
Вообще, вопрос открытости торговых сетей новгородским производителям, как говорится, не закрыт. Хотя ситуация меняется в пользу местных товаропроизводителей.
— Раньше поставщики шли к нам, теперь мы идём к ним, — отметил директор филиала «Пятерочки» в Великом Новгороде Александр СЛУЧАНКО. — В процессе по импортозамещению мы ищем аналогичный товар по аналогичной цене и поэтому активнее обращаемся к местным производителям. Местный продукт отмечаем специальным ценником, привлекая внимание покупателей.
На это возразил представитель торговой марки «Ильмень» Виталий ИВАНОВ:
— Никто серьезно не занимается анализом качества продукта, посредники просят у нас намеренно занижать его. На входе в торговые сети по-прежнему стоит барьер.
Заместитель директора ЗАО «Тандер» Ирина КОРОЛЕВА в свою очередь парировала:
— Нам пришлось выплатить 2,5 млн. рублей штрафа за некачественную продукцию от поставщиков.
Да, говорить есть о чем. Но точки соприкосновения нужно находить…
Будем с яйцами!
Неплохо идут дела и у ЗАО «Гвардеец», где на днях ввели в строй новый корпус. Правда, тут почти та же проблема, что и в случае с рыбой: не вся продукция доходит до новгородских покупателей. У компании лишь два специализированных магазина, и этого явно мало.
— Из того, что мы производим, только 43% яиц остается в Новгородской области, остальное идет в Псков, Карелию, Мурманск. Нам не нравится такая ситуация, и мы хотим ее менять. Сейчас емкость местного рынка — около 158 млн. штук яиц в год. Мы можем выпустить 128 млн. штук, но надо еще учитывать, что в регион завозят много яиц из Беларуси, Ленинградской и Ярославской областей, — рассказала генеральный директор ЗАО «Гвардеец» Ольга ЧИЖ.
Вместо эпилога
У других производителей — свои сложности. «Новгородхлебу» продавать больше продукции мешает высокая наценка, устанавливаемая торговыми сетями, «Мстинскому молоку» — периодически возникающая нехватка сырья. Впрочем, путь к успеху редко оказывается гладким. Приходится искать новые способы достижения целей, пересматривать ценовую политику, идти на компромиссы.
Нынешняя ситуация подталкивает товаропроизводителей к тому, чтобы заняться этим всерьез. А вот что у них получится, мы увидим позже.
Владимир МАЛЫГИН (фото)