С совещания правительства Новгородской области
Оперативное совещание, проходившее 6 октября, притормозило уже в начальной фазе. Причем у неприметного знака.
Руководитель департамента сельского хозяйства Вадим КОЖЕМЯКИН, получив слово, дал понять (не сказал, а именно дал понять), что медовая ярмарка на Софийской площади 5 октября не задалась: «В городе проходили две ярмарки, на Центральном и Западном рынках, а здесь покупателей было мало. А инициатор медовой ярмарки вообще уехал торговать в Новгородский район».
Губернатора Сергея МИТИНА, который придает ярмаркам очень большое значение, это не могло не насторожить:
— Погодите, при чем тут Новгородский район и какой-то инициатор? Вы договаривались с ассоциацией пчеловодов или с кем?
— Ну, было обращение…
— Нет, письменное обращение, предложения, обязательства были?
— Нет.
— Получается, один поманил, мы встали и пошли, — в голосе главы региона явно слышался сарказм. — Любую операцию надо готовить, просчитывать последствия и риски. Это же так понятно…
Правда, мэр Новгорода Юрий БОБРЫШЕВ попытался переубедить скептиков, тоже высказавшихся о неэффективности затеи. Дескать, народ был, любая ярмарка — это хорошо. Но его энтузиазм не разделили.
Хотелось как лучше, а получилось… Не очень получилось. Потому что не названный «инициатор» ничьи интересы, оказывается, не выражал (даже свои не выражал), прося организовать ярмарку.
Извещения о ее проведении шли на ТВ, в Интернете, в печатных СМИ. И нигде никто не подал голос, что, мол, поздно и неуместно.
Вот вопрос — почему? Думается, сработало безотказное чиновное: первый — за, значит, спорить не о чем.
На мой взгляд, Сергея Митина слепое исполнение раздражает более, чем возражения по мелочам. Его достаточно жесткий стиль руководства не оставляет простора для дискуссий типа «надо/не надо», но вместе с тем дает право на инициативу или адаптацию (аранжировку) проекта.
Дьявол кроется в деталях. И именно деталями должен заниматься ответственный исполнитель поручения. Когда халатность прёт наружу, Митин бывает неумолим.
Это гораздо резче проявилось в следующем раунде совещания, когда разговор зашел о строительстве жилья для переселенцев. Четвертый квартал уже начался. Напряжение на строительном фронте будет нарастать с каждым днем.
Когда глава региона затронул этот вопрос, сразу подуло холодком. В воскресенье, 5 октября, Сергей Митин побывал на стройплощадке в Крестцах, где один из двух предназначенных к сдаче домов давно уже находится в подвешенном состоянии. Конкретно — тот, что ставят на улице Некрасова.
Районное руководство уверяет, что там семь дней в неделю работают по 25–30 человек. Без выходных. И надо же было губернатору собраться туда в «безвыходное» воскресенье и застать на стройке пять или шесть работников, которые «на мой взгляд, и не работали вовсе, а только изображали присутствие на объекте».
— Как так получается, Ирина Юрьевна? — обратился губернатор к главе департамента ЖКХ. — Ведь я вижу, что дом не сдадим…
— Расторгать договор поздно, Сергей Герасимович, будем работать, — ответила Ирина НИКОЛАЕВА и добавила убийственное: — Выедем, назначим бригадира…
Приведу фрагмент из корреспонденции «Плану нет альтернативы» об оперативном совещании, состоявшемся 21 июля:
«Годовой план по строительству жилья для переселенцев в регионе выполнен на сегодняшний день на 31%. Но это план 2013 года. По плану 2014-го не сдан ни один дом.
— Ликвидируем отставание? — спрашивает губернатор руководителя департамента ЖКХ Ирину Николаеву.
— Ликвидируем!».
Масла в огонь подлил глава департамента образования Анатолий ОСИПОВ, напомнивший про детсад на 220 мест в Малой Вишере. Образно говоря, конь валяется там не очень охотно: детсад никак не может преодолеть нулевой уровень.
— А если не сдадим, последствия ждут нас самые печальные, — резал правду-матку Анатолий Алексеевич. — Придется деньги возвращать. Это федеральных почти 86 миллионов…
Всё лето на совещаниях не было раза, чтобы губернатор не вспомнил про 131-й закон о местном самоуправлении, об ответственности глав муниципалитетов за исполнение своих — по закону — обязанностей. В конце года обращения к 131-му чреваты уже не напоминаниями, а наказаниями. Или, как говорит Сергей Митин, «самыми серьезными выводами».
И это не ярмарка, когда один говорит: «Дорого», — а другой возражает: «Дешевле не найдёшь». Есть акт приёмки-сдачи, значит, есть работа. Нет акта… Сами, наверное, понимаете…