Малая вода обещает большие неприятности
Ильмень сильно обмелел. Хотя старожилы говорят, бывало и хуже. Природа циклична. Может, впереди у нас полноводные годы. А вот если рыба уйдет, то не вернется и после самой снежной зимы.
— В чем опасность?
— Из-за того, что вода ушла непривычно далеко, образовались десятки малых озер, — поясняет начальник областного отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны Игорь ВИКТОРОВ. Там, в пойме, весной рыба отнерестилась, и ближайшей зимой молодь может погибнуть. Чтобы этого не случилось, надо чистить воротки — соединять озерки с Ильменем.
— А год назад это не было ясно?
— Давно об этом говорим, но призывы действуют слабо. С советских времен не делалось мелиорации! Рыбопромысловым организациям не просто так предоставлены участки. Есть обязательства, прописанные в договорах. Не хочу никого пугать, но если рыба будет гибнуть из-за бездействия рыбаков, может наступить и уголовная ответственность. Сейчас совместно с департаментом природных ресурсов и экологии ищем пути выхода из положения. На наш взгляд, следует признать ситуацию на Ильмене чрезвычайной. Решение о введении (или невведении) режима ЧС принимать правительству. Мы свое предложение внесли. И со своей стороны усилили контроль за промысловым ловом. Малая вода облегчает задачу рыбакам. При этом появляется соблазн добыть рыбы сверх установленных квот.
— Есть конкретные примеры?
— Мы выявляем факты сокрытия улова. Проверяем по документам прием и отпуск на заводах, рыбоприемных пунктах. Например, в ООО «Красный рыбак» «забывали» занести в журнал, сколько выловили рыбы. Аналогичные нарушения выявлены при проверке ООО «Невод» и Новгородского регионального общества охотников и рыболовов. Привлечены к административной ответственности также КФХ Павла Дубского и Валентины Шитико.
— Чем такой промысел отличается от браконьерства?
— Размером! Никакой браконьер не принесет столько ущерба государству, сколько предприятие, если будет ловить без меры. Вот почему крайне важно, чтобы учет — кто и куда сдает улов — был совершенно прозрачным.
— Какое наказание предусмотрено за «перебор»?
— Минимальное — штраф 20 000 рублей, который накладывается на ответственного за лов. Для предприятия — от 100 тысяч. Правда, к рыбопромысловым организациям такие меры воздействия пока не принимались. А в отношении предприятий, нарушающих режим природопользования, были серьезные санкции. Но там и угроза какая: ни рыбы, ни кормовой базы может не остаться. И на 200, и на 400 тысяч были штрафы. Недавно вступило в силу судебное решение о взыскании 800 тысяч рублей. С начала года 200 протоколов составлено по фактам загрязнения, незаконной добычи песка и т.д. У нас уже есть неофициальный реестр потенциально опасных предприятий, знаем, от кого чего можно ждать.
Что касается браконьерства, за весну — лето привлечено к уголовной ответственности около 50 человек. Есть и «рецидивисты». Вроде жестко наказывают — вплоть до изъятия лодок. Нет, опять за старое. А все — алчность людская. Любите рыбу ловить — устраивайтесь на предприятие, создавайте свое предприятие, хотя бы индивидуальное, это же несложно. Нет, не хочется налоги платить. Тогда не обижайтесь, если государство вас на известную скамью посадит. Законом это предусмотрено.
Мы как организация сегодня имеем достаточно возможностей, чтобы успешно бороться с нарушителями. Но главный ресурс — не современная техника, а наши неравнодушные сограждане. Благодаря им имеем оперативную информацию с мест. Это серьезно повышает эффективность работы: одно дело предполагать нарушение, и совсем другое — выезжать туда, где оно совершается.