Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Дорого — не купи и даром — не бери!

Накануне Дня работников торговли на вопросы «НВ» отвечает вице-губернатор Антон ЗЕМЛЯК

Указом Президента РФ № 459 «О Дне работников торговли» 7 мая 2013 года была установлена официальная дата, когда отмечается этот профессиональный праздник, — четвертая суббота июля (23 июля в этом году). Кажется, праздник совсем молодой. Нет, не так.

В СССР он появился еще 50 лет назад. Но 1 ноября 1988 года Президиум Верховного Совета СССР перенес дату празднования Дня работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства на третье воскресенье марта. Фактически после этого ее стали отмечать дважды — по новому и по старому стилям. И только президентский указ № 459 узаконил четвертое воскресенье июля как День работников торговли.

— Антон Васильевич, у профессионального праздника работников торговли довольно сложная история. Как вы относитесь к тому, что третий год отмечаете эту дату суверенно?

— Я вижу в этом большую социальную справедливость. Все-таки согласитесь, что жилищно-коммунальная сфера и торговля — это две большие разницы. К тому же и в ЖКХ, и в торговле работает очень много людей. Мы не разделяем нашу отрасль, а объединяем в потребительский рынок. Это торговля, общественное питание и оказание бытовых услуг населению. Так, в сфере потребительского рынка нашей области занято почти 36 тысяч человек! Каждый шестой из работающих жителей региона.

— Но сейчас отрасль переживает не лучшие времена. Вы согласны?

— Да, кризис дает о себе знать. В январе—мае, как и в 2015 году, индекс физического объема оборота розничной торговли продолжал снижаться вследствие снижения реальных доходов населения, роста потребительских цен, снижения потребительского кредитования. Оборот розничной торговли в этот период составил 41,9 млрд. рублей, то есть 95,3% к январю—маю 2015 года. Вместе с тем аналогичный показатель по России составляет 94,3%.

Как позитивную тенденцию должен отметить, что доля субъектов малого предпринимательства в Новгородской области возросла с 44,8 до 47,4%. И не случайно 14 июля на встрече с Президентом России Владимиром Путиным председатель Счётной палаты РФ Татьяна Голикова отметила наш регион как активно поддерживающий развитие малого и среднего бизнеса и обеспечивающий поступление налоговых платежей от этой категории в бюджет страны выше среднероссийского уровня.

— «Увеличение поступления доходов от этой сферы — хороший сигнал». Так она сказала...

— И так как основу малого и среднего предпринимательства в регионе составляют предприятия потребительского рынка, мы имеем полное право занести это себе в актив. К слову, в общественном питании малые предприятия и индивидуальные предприниматели сегодня обеспечивают 65% оборота. Это 1843,6 млн. рублей за пять месяцев, что в действующих ценах к аналогичному периоду прошлого года дает 104,3%.
А в бытовом обслуживании — почти 100% предприятий малого предпринимательства.

— Можно пару слов о зарплатах, скажите, а какова она у работников торговли в сравнении со средней по экономике? Отстает?

— Пока отстает. 21 200 рублей в торговле против 26 200 в экономике. Но рост зарплаты в торговле за год составил 10,8%, а в экономике — только 5%. Причем в Волотовском, Холмском и Валдайском районах те, кто трудится в торговле, зарабатывают больше, чем в других отраслях. Например, в Валдае — 27 700 в торговле против 23 800 в экономике.

— А может быть, там экономики слабы?

— Так не бывает. Чтобы потреблять, нужно производить. Невозможно только продавать и перепродавать. Справедливость в ваших сомнениях есть, однако замечу, что с начала года рост цен на продовольствие в регионе составил 2,5%, а на непродовольственные товары — 3%. При этом в Новгородской области сегодня — самые низкие среди регионов СЗФО цены на вермишель, крупу гречневую, кур (кроме окороков), масло подсолнечное, масло сливочное, муку пшеничную, пшено, рис, чай черный, рыбу замороженную. Вообще, если взять стоимость фиксированного набора товаров и услуг, а это 30 видов продовольственных, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг, то по Новгородской области она составляет 12 508 рублей, по России — 13 791, а по Северо-Западному федеральному округу — 14 633 рубля.

— Антон Васильевич, вы не боитесь, что нас обвинят в тенденциозно подобранных цифрах?

— Нет, мы оперируем статистическими данными, то есть даем объективную картину. Другое дело, что каждый, кто читает это интервью, ходит за покупками в конкретные магазины, зарабатывает и тратит конкретные деньги. Один — больше, другой — меньше. Один любит мясо, другой — рыбу. Кто-то не ест сладкое, а кто-то без него не может, сколько ни говори ему про диеты и диабеты. Допускаю, что не все разделят мою точку зрения, но, повторюсь, я оперирую официальными статистическими данными.

— А что говорит официальная статистика про торговые сети? Они по-прежнему давят местную торговлю?

— Ну вот, опять обывательская терминология...

— Так я же и представляю широкие народные массы, которые ходят каждый день в магазин, а по выходным на рынок и хотят купить хороший товар по соизмеримой цене!

Новгородская торговля многолика и эмоциональна

— Сегодня на территории области работают девять федеральных сетевых компаний в 235 торговых объектах, проще говоря, «магазинах», расположенных в Великом Новгороде и во всех муниципальных районах. Лидерами по количеству открытых торговых объектов на территории области являются: «Магнит» — 91 магазин, «Пятёрочка» — 66, «Дикси» — 34.

Но вот на что необходимо обратить внимание: 180 сетевых магазинов (76,6% от общего количества) находятся в Новгороде и пяти муниципальных районах: в Новгороде — 93; в Боровичском районе — 28, в Старорусском — 16, в Валдайском и Новгородском — по 15, в Окуловском — 13. В Волотовском, Марёвском и Поддорском районах — всего по одному сетевому магазину; в Батецком, Мошенском и Холмском — по два, и так далее. Мы не можем сказать, что в Новгороде сетевики задавили местную торговлю, что магазины шаговой доступности прекратили работу. Тем более не можем это сказать про районы, где по одному-два сетевых магазина. Сетевики не давят, они усиливают конкуренцию, а значит, содействуют улучшению качества и расширению ассортимента товаров, качеству обслуживания. Это болезненный процесс: чтобы соответствовать требованиям времени, нужно не только перестраиваться, но и инвестировать в развитие предприятий торговли.

— Куда качнется маятник, как вы считаете?

— Я считаю, что продолжится качественное развитие сферы торговли. Профессионалы уже борются за каждого покупателя. Кстати, это стимулирует и меняющаяся модель поведения покупателя — от активного потребления к сбережению.
И чтобы закрыть вопрос о федеральных торговых сетях, напомню всем, что, кроме федеральных, на территории области развиваются еще и региональные торговые сети. Наиболее крупные из них — «Адепт», «Квартал», «Осень». В общей сложности это 39 магазинов в Великом Новгороде и в пяти муниципальных районах. Вот эти-то сети и будут укреплять нашу торговую отрасль, так как их распространение в небольших районах более перспективно, чем таких гигантов, как «Лента» или «Пятерочка».

— В чем это проявляется?

— Вы же ходите в магазин. Вспомните, что покупаете не килограмм колбасы, а 300 граммов; не килограмм яблок, а четыре-пять штук; что не стоите в очереди; что, купив некачественный товар, просто отказываетесь от услуг этого магазина; что хамство продавца приводит к тому же итогу...

— Раз уж заговорили о покупках, скажите, как отличить хорошего продавца от плохого?

— Хороший вопрос. Навскидку вы этого никогда не определите. Другое дело, если магазин рядом с домом и вы там постоянно делаете покупки, тогда со временем поймете, кто есть кто за прилавком. Тяжело дать конкретный совет... Думаю, вежливость, приветливость, информированность продавца говорят о его профессионализме. Вы бывали на конкурсах продавцов?

— Нет, не приходилось.

— И зря. Там у нас очень много грамотных молодых продавцов, которые и стараются, и показывают свои профессиональные навыки. К сожалению, некоторые считают, что продавцом может стать любой. Это вредное заблуждение. Понятно, в 90-е торговля была способом выживания для людей с высшим образованием, но не сейчас. От непрофессионалов за прилавками мы уходим, и гораздо быстрее, чем об этом думают и говорят покупатели...

— А вот — ситуация: всучили мне тухлые яйца или кислое молоко. Что делать?

— Главное — чек не выбрасывайте. Берете чек, берете пакет с кислым молоком, возвращаетесь в магазин и требуете возврата денег. Параллельно можно написать в книгу жалоб и предложений. И даже больше. Требуйте составить акт о возврате товара, чтобы потом, приложив акт, сообщить в Роспотребнадзор, что такое происходит постоянно.

— Спасибо за совет, надеюсь, он не пригодится... Но давайте вернемся к празднику...

— Сегодня я хочу поздравить всех работников новгородской торговли с приближающимся праздником, пожелать им крепкого здоровья, хорошего настроения, доброжелательных и приветливых покупателей! С праздником, дорогие коллеги!!!


Фото Владимира Малыгина


РЕКЛАМА

Еще статьи

Итогом «нулевых чтений» проекта бюджета стал ряд рекомендаций по рассмотренным направлениям. Они будут проработаны ко второму чтению законопроекта.

Приоритеты расставлены чётко

Комитет Новгородской областной Думы по бюджету, налогам и тарифам завершил предварительное рассмотрение проекта областно...

20.11.2024 | Экономика

Линия по отжиму яблок хоть и б/у, но работает исправно.

Бизнес на яблоках

В Шимском районе открылось производство сидра

20.11.2024 | Экономика

Марина ГОРБАЧЕВА,  заместитель министра финансов Новгородской области

Как сократить новогодние траты?

Марина ГОРБАЧЕВА, заместитель министра финансов Новгородской области

20.11.2024 | Экономика

Пар-мастер помогает усилить оздоровительный эффект бани с помощью веничного массажа.

Под парами

Новгородка Ульяна Львова научит банному искусству

06.11.2024 | Экономика

Всего в этом году по программе «Самолёт» обучались 55 самозанятых.

Продвижение и развитие

В Новгородской области завершился последний в этом году сезон программы для самозанятых «Самолёт»

06.11.2024 | Экономика

В компании используют собственные принты краснокнижных растений и животных.

По мотивам Красной книги

Лучшим «Растущим брендом Новгородской области» стала фабрика женской одежды

23.10.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА