Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Договор дороже денег

«Садитесь, пожалуйста». — «Спасибо, я пешком постою»1

12 октября для многих новгородцев началось с опоздания на работу. Даже те, за кем прежде таких грехов не водилось, приехали в офисы позже. Виной всему был общественный транспорт. Длинных, с «гармошкой», автобусов на улицах почти не осталось, а юркие «Ютонги» и «ЛиАЗы» (на 60—70 пассажиров каждый) ходили реже обычного и едва вмещали толпы пассажиров.

Поворотный момент

«Раз, два, три... пятнадцать, — начальник охраны считал автобусы. — Вот это передаем. А там? Это наши «китайцы», они остаются...».

Картинка явно для телевизионщиков, хотя приглашали на встречу все СМИ. Но что возьмешь с этой суматошной среды, 12-го? Вроде, в ту же минуту в мэрии должен был начаться брифинг градоначальника, а не случилось. Зато перед нами внепланово предстал генеральный директор ОАО «Автобусный парк» Иван ПОСТУПАЛЕНКО.

Сказал, что выход будет найден — вопросы по лизингу будут решены в течение недели. Есть варианты покупки автобусов на замену. Прежде всего это приобретение автобусов с газовым оборудованием. По выгодной цене, поскольку существует государственная программа компенсации отечественному производителю немалой части затрат.

Стал говорить о новом расписании, о том, как его довести до горожан, чтобы оно всем было доступно... А автобусы?

— Почему нет? — переспрашивал гендиректор. И сожалел: — Если бы они («Питеравто». — В.Д.) хотя бы за неделю сообщили. А то приехали поздно вечером и вручили письмо, что, грубо говоря, наутро...

На предприятие вызвали из дому специалистов. Сидели до часу ночи — колдовали над маршрутами.

По мнению Ивана Поступаленко, «Питеравто» намеренно создал такую ситуацию, возможно, в надежде, что новгородские транспортники дрогнут и выкинут белый флаг, согласившись на его, владельца автобусов, условия. Но Новгород, изыскав резервы и уплотнившись, поехал дальше. И повёз.

— Вся проблема в том, что Питер проиграл арбитраж по дополнительному соглашению, — рассказывал директор. — Они хотели, чтобы мы ежемесячно доплачивали им еще 4 миллиона 900 тысяч. Так и не представив расчета, за что.

Теоретически у нас была возможность задать этот вопрос представителю «Питеравто» — он как раз принимал автобусы, готовя массовый пустой «автопобег» в Северную столицу.

— Без комментариев, — не обернувшись, на бегу бросил представитель.

— Вообще, у Юрия Ивановича спрашивать надо, как возник дивный договор, по которому мы платили бешеные деньги, — посоветовала начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Автобусный парк», депутат Думы Великого Новгорода Елена МИХАЙЛОВА. — И в тот день, когда арендодатель пожелает, согласно тому же договору должны вернуть автобусы в указанную им точку. Хорошо хоть не на Австралию указали.

В диспетчерской застал нескольких водителей. Шутить не шутили — в резерв же попали. На 200 рэ в день. Но и не паниковали: «Не оставят же город без автобусов!». А их — без работы.

Договор как удавка

Примерно то же самое говорил накануне руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области Александр ТАРАСОВ. Он на брифинге, во-первых, напомнил, что в 2011 году, когда мэрия Великого Новгорода заключила с арендодателем (транспортная компания «Питеравто») трехлетний договор на крайне невыгодных условиях, ОАО «Автобусный парк» еще не перешел в областное подчинение. По тому договору мы за аренду 92 автобусов платили по 5 млн. рублей в месяц.

Когда срок договора закончился, стороны подписали дополнительное соглашение. На тех же условиях. Позже, когда «Автобусный парк» отошел области, новое руководство захотело изменить соглашение и платить только 2 млн. рублей в месяц, но понимания со стороны «Питеравто» не нашло.

Начались суды, прекратились выплаты (с начала 2015 года). В итоге допсоглашение было признано ничтожным, а «Питеравто» решило забрать свои автобусы. Весть об этом дошла до «Автопарка» вечером 7 октября.

Первоначально стороны вроде бы договорились о графике возврата. Но 11 октября собственник заявил, что запрещает эксплуатировать те свои автобусы, что еще остаются в Новгороде. В автопарке к такому повороту дел не были готовы. Удержало ситуацию от катастрофы то, что два других перевозчика, работающих в Новгороде, пустили на маршруты свои автобусы.

— Они готовы в этом формате работать столько, сколько будет необходимо, — заверил Александр Тарасов. — Мы составили график по срокам замены маршрутов, чтобы не пострадало население и чтобы автобусный парк мог благополучно отдать арендованные автобусы, а на их место в лизинг получить новые, уже выделено 40 млн. рублей.

Первую партию планируют лизинговать к концу октября. Автобусный парк ведет переговоры сразу с тремя компаниями. Возможно, мы получим 17 длинных «ЛиАЗов», за которые автопарк рассчитается в течение пяти лет. При таком раскладе платить придется 3 млн. рублей в месяц — немалые деньги. Плюс же в том, что, как только пройдет последний платеж, автобусы станут собственностью новгородского предприятия.

А пока новгородцам остается привыкать к тому, что на ключевых маршрутах вместо длинных «гармошек» появились маломестные «Ютонги». Ну, как маломестные? Принять они могут 22 пассажира на сидячие места, а общая наполняемость — 60—70 человек. Следует признать: воспринятые с недоверием слова руководителя транспортного департамента, что «ситуация под контролем», оправдываются. Изменения в графике движения минимальные, заметные только самым нетерпеливым пассажирам. Нет предпосылок, что вернется ситуация «часа пик». Бывает тесновато в салонах, но это, так сказать, особые случаи. Корреспонденты «НВ» получили 14 октября задание добираться до работы утром на «четверках» и «девятнадцатых». Все пятеро садились в автобусы в промежутке с 7.30. до 8.00. Все наблюдали свободные сидячие места в салонах.

А кто-то паниковал: «Коллапс!». Надо знать, что значит это слово: разрушение инфраструктуры (в нашем случае) под влиянием системного кризиса. Хотя... Если оглянуться лет на пять назад, предпосылки-то действительно закладывались...

Загнать в долги и продать

Напомним хронологию событий в очень сжатом виде.

20 мая 2014 года. Совместное заседание нескольких постоянных комиссий Думы Великого Новгорода. Обсуждали отчёт городской Контрольно-счетной палаты о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП Пассажирского автотранспорта-2, которое на тот день уже трансформировалось в ОАО «Автобусный парк».

Председатель КСП сообщил, что за 2011—2013 годы основная деятельность предприятия принесла убыток порядка 100 млн. рублей, что ведет к банкротству предприятия. По словам гендиректора ОАО Дмитрия ВЕРКИНА, затраты выросли, потому что руководство старалось «создать хорошие условия труда для сотрудников»2. Встал вопрос и о 92 автобусах, арендованных у ТК «Питеравто» до 31 декабря. А дальше? Продление договора на тех же условиях — непосильный груз для городской казны.

21 августа 2014 года на заседании думской комиссии по экономике председатель комитета финансов горадминистрации Елена МЕДЕЕВА сообщила, что задолженность города по судебным решениям о капремонте жилья составляет 338 млн. рублей. Чтобы ее погасить, мэрия предлагает продать акции ОАО «Автобусный парк». Вице-мэр Павел МОРОЗОВ оценил имущество ОАО в 350 млн. рублей3. В противовес была актуализирована идея о безвозмездной передаче 100% акций ОАО «Автобусный парк» в собственность Новгородской области.

14 ноября идею обсудили на заседании совместных комиссий депутаты городской думы. «Парламентарии обеспокоены тем, что договор аренды с компанией-перевозчиком ООО «Питеравто» заканчивается 31 декабря текущего года, и город может остаться практически без транспортных перевозок», сообщили по итогам дебатов в пресс-службе думы.

15 ноября Дума Великого Новгорода большинством голосов разрешила передачу 100% акций автобусного парка правительству региона. Мэр Юрий Бобрышев наложил вето на это решение, но дума не стала его преодолевать, изменив редакцию положения.

20 января 2015 года мэрия обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Думы Великого Новгорода. Суд признал его правомерным...

А дальше было то, что было на прошлой неделе. ТК «Питеравто» — крупнейший игрок на транспортном рынке Северо-Запада — не стала миндальничать с новгородцами и внезапно наложила запрет на эксплуатацию арендованных автобусов. Пусть половина из них автобусным парком не использовалась, но и полсотни, что ежедневно выходили на маршруты, — это знатная доля...

Прецедентов нет. И не надо

А ведь как всё начиналось? С вранья...

«Беспрецедентную по своим масштабам программу обновления пассажирского транспорта обсуждали сегодня в Великом Новгороде. За полгода здесь заменен каждый второй автобус — без малого сто машин, — писали пиарщики «Питеравто» 6 июня 2012 года. — Как говорят специалисты, в России это один из первых крупных и успешных проектов государственно-частного партнерства в сфере общественного транспорта».

И впаривали нам подержанные автобусы, используя запущенность транспортной проблемы в Новгороде и беспомощность городского руководства. Для этого создавались фирмы-посредники типа «ПАТП Великий Новгород», которыми руководит один и тот же человек — директор регионального развития ТК «Питеравто» Леонид Паскипарт. По существу к автотранспорту это ПАТП имеет опосредованное отношение. Во всяком случае, в списке городских перевозчиков оно не значится. Его забота — следить за арендными платежами и ситуацией на транспортном рынке.

Возможно, им показалось, что Новгород взят. И основные силы были брошены в... Вологду. Вологодская областная газета «Премьер» сообщала 4 октября: «Дочерняя фирма компании «Питеравто», участвовавшая в конкурсах на обслуживание городских маршрутов, стала арендатором ПАТП-1. «Компания «Авто-Экспресс-4» арендовала часть территории предприятия, завезла туда 18 автобусов и начала обслуживание межрайонных рейсов». В город пока не пустили, но плацдарм отвоеван.
Ах, вы же не знаете! «Авто-Экспресс-4» — это новгородская компания. Генеральный директор — Леонид Паскипарт. Прописана — там же, где «ПАТП Великий Новгород» и еще полтора десятка транспортных фирм — по ул. Студенческой, 31. Среди учредителей — Виктор Геннадьевич Александров, известный в Новгороде специалист.

Но это уже другая история...

Василий ДУБОВСКИЙ,
Ольга ЛИХАНОВА,
Геннадий РЯВКИН

Фото из архива «НВ»


__________________________
1. Фраза из фильма «Мимино».
2. Вскоре г-н Веркин отправится в отставку. А ему вслед, как водится, понесутся обвинения: «С 2012 года предприятие получило 300 миллионов рублей: федеральный центр вернул выпадающие доходы-компенсацию за перевозку льготников аж с 2008 года... Однако вся эта сумма была потрачена на обустройство на территории предприятия сауны, музыкального туалета, неграмотно починенную крышу, предоплату невыполненного ремонта полов в ремзоне и проч.» (Из заявления ОАО «Автобусный парк» от 13 января 2016 года).
3. С учетом условий, на которых ОАО «Автобусный парк» арендовало подвижной состав у «Питеравто», и того, что арендованные автобусы составляли практически 2/3 парка предприятия, продать его по стоимости, обозначенной вице-мэром, было невозможно. Зато продажа по бросовой цене вела бы к разрыву договора и действительно транспортному коллапсу. Никакой частник не станет выполнять социальные обязательства себе в убыток. А ведь ОАО «Автобусный парк» осуществлял(-ет) около 60% пассажирских перевозок в Великом Новгороде.

РЕКЛАМА

Еще статьи

На встрече губернатор и предприниматели обсудили важные для бизнеса вопросы.

Видеть перспективы

В Любытинском районе Андрей Никитин встретился с предпринимателями и представителями деловых объединений региона

10.07.2024 | Экономика

ОЭЗ «Новгородская» — один из самых крупных инвестпроектов региона.

Километры продукции

Новый резидент ОЭЗ «Новгородская» планирует запустить масштабное производство силового кабеля

03.07.2024 | Экономика

Максим Орешкин и Андрей Никитин оставили свои подписи на первом образце продукции «Энерготэка».

Кнопка «пуск»

Первый производственный корпус особой экономической зоны «Новгородская» открылся с показом работающих технологических линий

19.06.2024 | Экономика

Компания SPLAT планирует направить средства на модернизацию единственного техникума в Окуловке. Соглашение об этом подписали губернатор Андрей Никитин, глава Окуловского района Максим Смирнов и генеральный директор компании Евгений Дёмин.

Четыре важных дня

С Петербургского международного экономического форума новгородцы вернулись с новыми идеями и бизнес-проектами

11.06.2024 | Экономика

На ступень выше

Новгородская область стала четвёртой в национальном инвестиционном рейтинге

11.06.2024 | Экономика

Предприниматель, председатель комиссии по экономической политике Общественной палаты Новгородской области Евгений Козлов почётный знак получил одним из первых.

Первая десятка

На территории технопарка «Трансвит» состоялось награждение новгородских предпринимателей новым почётным знаком

05.06.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА