Вторник, 16 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Птица счастья завтрашнего дня

Новые коллекции «Крестецкой строчки», аккаунты в соцсетях, выставки в Париже и Мадриде... Сложно поверить, что всего два года назад промысел чуть не исчез вовсе

Сотрудники вспоминают: в ноябре 2015 года, когда у фабрики сменился владелец, здесь работало не больше десятка человек. Три вышивальщицы, сторожа, уборщицы — вот, считай, и весь штат. Но после того как «Крестецкая строчка» перешла к предпринимателю Антону ГЕОРГИЕВУ, начались перемены к лучшему. Фабрика возрождалась, а вместе с ней возрождался уникальный народный промысел.

Уйти и вернуться

Надо сказать, техника работы сейчас практически такая же, как и сто пятьдесят лет назад: мастерицы выдергивают из ткани нити, чтобы получилось подобие сетки, а затем на сквозном фоне выполняется рисунок. Названия узоров звучат, как музыка: «старинный гипюр», «тарлата», «вологодское стекло»...

— Мы сохраняем элементы, придуманные старыми мастерами. Все они у нас задействованы, используются в наших разработках. В основном набор элементов устоявшийся, только мы из них составляем разные орнаменты, — рассказывает Мария Евгеньевна АФАНАСЬЕВА.

Она пришла на «Крестецкую строчку» в 1971 году, успела поработать главным художником, затем ненадолго покинула предприятие, но вернулась, когда у него сменился владелец. Говорит, надо было помочь, познакомить со спецификой работы. Сейчас у нее уже есть преемница — художница Юлия ВАРФОЛОМЕЕВА. Она создает эскизы, композицию.

На столе у Юлии — линейки, карандаши, ворох бумаг. Она придумывает, как украсить воротничок. Сначала сделала схематичное изображение, затем появились детали. Вариант, с которым позже будут работать вышивальщицы, больше напоминает чертеж: он на миллиметровой бумаге, с указанием размера всех элементов. Мне он кажется почти законченным, но Юлия говорит: «Это все пока в сыром виде. Может, потом что-то изменится».

Она тоже вернулась на предприятие сразу после того, как фабрику купил Антон Георгиев. До этого работала почти десять лет, но жизнь сложилась так, что пришлось уйти.

— Когда я уходила, был 1999 год, — вспоминает она. — Народу здесь работало гораздо больше, чем сейчас, но была очень маленькая зарплата, которую постоянно задерживали. А у меня двое детей, они тогда были маленькие. Как их поднять? Потому и ушла. Пришлось искать новые источники дохода. Теперь, конечно, тут всё по-другому. Появилась стабильность, платят вовремя. Да и хочется восстановить предприятие.

Часть узоров вышивают с применением машинки, часть — полностью вручную

Ручная работа

После того как художницы выполнят свое задание, в дело вступает закройщица. Ее труд не менее кропотлив. Все детали надо выкраивать строго по долевой. Далее делается заготовка вышивки: нити основы выдергивают, чтобы получилась сетка. Лишь после этого приходит черед вышивальщиц.

В одном из залов — мастерицы, которые выполняют работу полностью вручную. Им по силам перенести на ткань любой орнамент, каким бы сложным и затейливым он ни был. Сейчас их задача — пополнять коллекцию музея «Крестецкой строчки». Вышивальщицы повторяют старые работы, пользуясь сохранившимися с советских времен эскизами. Мне показывают легкую ажурную накидку — раньше такими накрывали подушки. Теперь мода сменилась, почти никто так не делает... Накидка станет украшением музея, а в производство пойдут другие, более современные вещи. Но, разумеется, если кто-то из заказчиков захочет купить похожую накидку, к его пожеланиям прислушаются. Правда, стоить такой каприз будет недешево. Оно и понятно: вещь, на создание которой уходит месяц напряженного труда, просто обязана быть дорогой.

Есть, конечно, и бюджетные коллекции, выполненные с применением машин. Однако механизировано только движение иглы. Канву, натянутую на пяльцы, двигают руки мастера. Чисто технически эта работа чуть проще, чем ручная вышивка, но без сноровки и навыков все равно не обойтись. Говорят, вышивка — задача для терпеливых и добрых. Тут, на фабрике, в это веришь. Каждый, с кем мне удалось поговорить, тепло отзывался и о своей работе, и о коллегах.

— Большинство людей мы набирали уже после того, как поменялось руководство, — рассказывает Мария Евгеньевна. — На фабрике есть курсы, три месяца девочек учат, платят стипендию. Потом им присваивают разряд, и они начинают работать. Можно сказать, коллектив у нас сложился, все освоили профессию и достигли хороших результатов.

На «Крестецкой строчке» работают 67 человек. Да, не 750, как в лучшие времена, но и не десяток, как два года назад. Руководство планирует набирать еще сотрудников, благо расширяться есть куда: многие помещения пока простаивают.

Курс на Запад

Поговорив с вышивальщицами, мы проходим в ту часть здания, которая сейчас пустует. Впрочем, ненадолго. Здесь заканчивается ремонт. Заменена кровля, вставлены новые окна. Полы недавно покрыли лаком, так что внутрь зайти нельзя, и мы все любуемся просторным светлым помещением через стеклянную дверь. Осталось совсем немного, пара штрихов, и в ноябре сюда переедут мастера. Тут же расположатся столовая, переговорная, бухгалтерия и администрация. Со временем приведут в порядок всё здание, благоустроят территорию.

Оборудование, на котором работают крестецкие вышивальщицы, тоже частично поменяли. Правда, есть проблема. Старые модели машинок в основном сняты с производства, а новые — такие, чтоб подходили для работы, — найти сложно. Скажем, замену японской машинке, которая верой и правдой служит мастерицам уже лет пятьдесят, пока не нашли. Выходит, рано ей отправляться на заслуженный отдых.

Не забывают на «Крестецкой строчке» и о продвижении товара. Сегодня вышитые скатерти, салфетки, чайные наборы, платья, блузки и брюки можно купить в Великом Новгороде и Санкт-Петербурге. И это еще только начало. Впереди — покорение Европы. В сентябре продукция крестецкой фабрики была представлена сразу на двух крупных выставках: Maison&Objet в Париже и Intergift в Мадриде. В ходе последней состоялись переговоры с российским торговым представительством в Испании. Речь шла о поставке товара в местные магазины.

* * *

...На выходе из здания висит небольшая синяя табличка с обновленным логотипом «Крестецкой строчки». Белая птица с буквой «К» на груди отчего-то сразу вызывает ассоциацию с Фениксом, восставшим из пепла. Учитывая историю фабрики, это и неудивительно.

Фото Ольги Лихановой




РЕКЛАМА

Еще статьи

На встрече губернатор и предприниматели обсудили важные для бизнеса вопросы.

Видеть перспективы

В Любытинском районе Андрей Никитин встретился с предпринимателями и представителями деловых объединений региона

10.07.2024 | Экономика

ОЭЗ «Новгородская» — один из самых крупных инвестпроектов региона.

Километры продукции

Новый резидент ОЭЗ «Новгородская» планирует запустить масштабное производство силового кабеля

03.07.2024 | Экономика

Максим Орешкин и Андрей Никитин оставили свои подписи на первом образце продукции «Энерготэка».

Кнопка «пуск»

Первый производственный корпус особой экономической зоны «Новгородская» открылся с показом работающих технологических линий

19.06.2024 | Экономика

Компания SPLAT планирует направить средства на модернизацию единственного техникума в Окуловке. Соглашение об этом подписали губернатор Андрей Никитин, глава Окуловского района Максим Смирнов и генеральный директор компании Евгений Дёмин.

Четыре важных дня

С Петербургского международного экономического форума новгородцы вернулись с новыми идеями и бизнес-проектами

11.06.2024 | Экономика

На ступень выше

Новгородская область стала четвёртой в национальном инвестиционном рейтинге

11.06.2024 | Экономика

Предприниматель, председатель комиссии по экономической политике Общественной палаты Новгородской области Евгений Козлов почётный знак получил одним из первых.

Первая десятка

На территории технопарка «Трансвит» состоялось награждение новгородских предпринимателей новым почётным знаком

05.06.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА