121 миллион рублей задолжали муниципалитеты по исполненным контрактам
И это еще смотря как посчитать. Например, «доля» Великого Новгорода — 44 миллиона. Такая цифра называлась на недавнем межведомственном совещании, посвященном проблемам защиты «прав субъектов предпринимательской деятельности». И там никак не фигурировала тема ЗАО «Новгородское «Спецавтохозяйство». Но если верить тем сведениям, которые приводятся в СМИ (видимо, в качестве профилактической меры к мэрии), то одному только САХу город задолжал больше, чем всем остальным вместе взятым.
— Дарья Николаевна, — я обращаюсь к и. о. заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Новгородской области Дарье БОРЫЧЕВОЙ, — с чего вдруг «Спецавтохозяйство» — за скобками? Может, для него какая-то другая есть графа?
— Нет, просто в данный момент у нас нет точной цифры по данному предприятию. В настоящее время проводится проверка, по ее результатам можно будет составить предметный разговор. Конечно, нас беспокоит ситуация на данном предприятии, от которого во многом зависят безопасность горожан в зимний период и многое другое.
— Как вы в целом оцениваете ситуацию по муниципальным долгам бизнес-структурам?
— Как стабильно проблемную. 120 миллионов рублей, независимо от того, полная это цифра или нет, — все равно много. Хотя надо отметить, что за последние два года благодаря принимаемым нами мерам выплачено 100 миллионов рублей фирмам, исполнившим контракты. Долги — это гири на ногах экономики. К каким последствиям ведет их «навешивание», мне думается, не требует особых пояснений.
— Да, все знают: жить надо по средствам.
— Но не все проводят конкурсы и заключают договоры, имея гарантии, что смогут в полном объеме профинансировать все работы. Когда есть соответствующая строчка в бюджете.
— Опять же это не единственный способ ошибиться.
— Безусловно. Вспомним, как с областной детской больницы Арбитражный суд взыскал большую сумму в пользу предприятия, поставляющего питание. Медицинские учреждения работают в соответствии с утвержденными тарифными соглашениями, есть нормативы по видам услуг, финансирование «привязано» к этим нормативам. Такой порядок существует не только в нашей области. Но кто знает заранее, скажем, сколько человек придется пролечить от гриппа? Если учреждение пролечит больше человек, чем в нормативе, то это «перевыполнение» ему никто не оплатит. И где брать деньги, чтобы рассчитаться с тем же «Мед-Фудом»? Понятно, что многое в нашей жизни, и вот этот порядок тоже, — от недостатка средств. В любом случае поиск оптимальных решений — прерогатива власти. Со своей стороны, прокуратура после проверки Счетной палаты внесет представление на имя заместителя губернатора, курирующего здравоохранение.
— С вашей точки зрения, та работа, которая уже не первый год проводится по защите законных прав предпринимателей, приносит практическую пользу?
— Мне трудно это измерить как-то статистически. На мой взгляд, тот сигнал, который дало бизнесу государство, снимая административные барьеры, минимизируя проверки: «Выходите из тени!» — услышан. Мы гораздо меньше получаем жалоб от людей, работавших без оформления трудовых договоров. Другие поднимаются вопросы — об условиях труда и т. д.
И эта линия продолжается: на прошлый год было запланировано 3406 проверок, на этот — на 22% меньше. Нет у муниципальных властей такого повода для проверки, включая внеплановую, который не требовал бы согласования с прокуратурой. Допустим, глава Большевишерского сельского поселения решил действовать самостоятельно, в итоге наказан судом административным штрафом. Есть, однако, другая крайность — вообще не проверять!
— И где у нас эти «свободные экономические зоны»?
— Самый яркий пример — Валдайский район. Третий год муниципальный контроль бездействует. Все девять поселений и сама районная администрация никаких проверок не планируют. Благоустройство, землепользование, состояние дорог — нет проблем? Конечно, это не так. Знаем от самих жителей района по их обращениям в прокуратуру.