Когда на ремонт дорог начали выделять больше денег, жалоб на аукционы тоже стало больше
На прошлой неделе в Новгородском УФАС прошла пресс-конференция, посвященная итогам работы ведомства в 2017 году. За это время сотрудники ведомства рассмотрели целых 284 жалобы от участников государственных и муниципальных торгов. Почти треть заявлений была связана с аукционами на строительство, ремонт и содержание дорог.
Заместитель руководителя — начальник отдела контроля закупок и рекламы УФАС по Новгородской области Илья КУРИКОВ назвал ситуацию закономерной. По его словам, увеличение количества жалоб, в том числе и необоснованных, связано с тем, что на ремонт дорог стали выделять больше средств. Соответственно увеличилось и число компаний, желающих выиграть аукцион. Те, у кого это сделать не получается, спешат сообщить, что торги были организованы с нарушениями.
Однако не всегда участники дорожных аукционов оказываются неправы. Так, 39 заявлений УФАС признало обоснованными. По словам Ильи Курикова, бывает так, что заказчик прописывает в техническом задании слишком подробные требования к материалам, которые будут использоваться при выполнении работ, вплоть до необходимости указать время высыхания краски. Из-за этого участникам торгов приходится готовить по 300–400 листов документации.
— Еще один момент — отбор участников закупок. Иногда аукционная комиссия устанавливает разные правила для разных компаний. В результате одни участники отстраняются, другие, у которых те же недостатки, проходят и побеждают, — сообщил Илья Куриков.
На втором месте по числу претензий — медицина. Тут жалобы в основном связаны с конфликтом российских и зарубежных производителей. Претензии касаются применения при торгах иностранного режима, то есть запрета на закупку определенных товаров, выпущенных за границей.
На пресс-конференции представители УФАС также прокомментировали жалобу в адрес Тепловой компании «Новгородская». Напомним, недавно лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский направил руководителю ФАС России Игорю Артемьеву обращение с просьбой проверить, соблюдает ли ТК антимонопольное законодательство. Главная претензия «яблочника» к компании — необоснованный рост тарифов на тепло.
Специалисты УФАС в конце декабря 2017 года закончили проверку ТК «Новгородская».
— Но мы проверяли не тарифы, а деятельность ТК в плане проведения торгов и закупок, — пояснила заместитель руководителя — начальник отдела антимонопольного контроля УФАС по Новгородской области Татьяна ПАШКОВА. — Выявлены многочисленные нарушения, два дела по этим фактам возбуждены, еще четыре в процессе возбуждения.
Как выяснили специалисты, вместо того, чтобы проводить аукционы, ТК «Новгородская» приобретала товары и услуги у единственного поставщика. Это противоречило ее же положению о закупках.
Что касается тарифов, контроль над ними не входит в компетенцию территориального подразделения. Этим занимается непосредственно ФАС. Кстати, новгородцы, которых не устраивают тарифы, могут последовать примеру Григория Явлинского и обратиться в ведомство, чтобы обжаловать их.
Фото Владимира МАЛЫГИНА