Как заинтересовать зарубежный рынок своей продукцией?
Многим предпринимателям кажется, что выходить на экспорт сложно и долго. Нерешительность, недостаток информации часто становятся причинами отказа от сотрудничества с иностранными партнёрами. Между тем новгородские товары и услуги могут быть востребованы за рубежом. О том, как уверенно вступить на международный рынок, «НВ» рассказала директор Новгородского центра поддержки экспорта Татьяна ЛАВРЕНТЬЕВА.
— Татьяна Николаевна, какие предприятия в основном пользуются услугами Центра?
— В 2019 году нашими услугами воспользовались 225 предприятий. Категории деятельности предприятий, которым была оказана поддержка Центра, разнообразны: от пищевой отрасли до производства силовых трансформаторов. Активнее стали предприятия народных художественных промыслов, изготавливающие сувенирную продукцию, а также предприятия, предоставляющие услуги — по IT-технологиям, туризму.
— Какие страны проявляют интерес к нашим товарам?
— Это страны СНГ, Европы и Азии, прибалтийские государства, США. К слову, в Японии недавно начали продаваться новогодние украшения новгородской компании.
— Какую поддержку можно получить в Центре?
— Наши сотрудники помогают консультациями по вопросам экспортной деятельности, в том числе разъясняют, как её начать без нарушений таможенного законодательства, как сертифицировать товары. Например, недавний случай из практики Центра: предпринимательница из Великого Новгорода захотела поставлять свою продукцию — вафельные рожки — за рубеж. Мы помогли ей определить код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, рассказали о документах, необходимых при экспорте товаров, в том числе — о сертификации. И теперь она реализует свои кондитерские изделия в Казахстане. Кроме того, мы ведём поиск партнёров, формируем коммерческие предложения, представляем новгородские товары на электронных площадках. Центр помог отправить продукцию новгородских предпринимателей в 28 стран. Заключено более 90 экспортных контрактов. Организуем участие в международных выставках и бизнес-миссиях. Но начинать предпринимателям всё же надо с выпуска презентационных буклетов своей продукции на иностранных языках и создания иноязычных сайтов. Поэтому один из самых востребованных видов поддержки Центра — это перевод текстов и технической документации.
— Но предпринимателям порой бывает сложно преодолеть не только языковой барьер, но и собственную нерешительность…
— Когда предприниматель понимает, что экспорт может принести ему дополнительный доход, вывести его предприятие на следующий уровень, но сам при этом не знает каких-то подводных камней новой деятельности, в Центре ему предложат пройти обучение.
— Какие у Центра ближайшие планы?
— Со 2 по 4 марта новгородская делегация отправится в Катар, страну Персидского залива. Центр берёт на себя расходы, связанные с организацией прямых переговоров с потенциальными партнерами, трансфером внутри страны, оплатой услуг переводчика и др.
* * *
Новгородская область стала одним из 20 субъектов, попавших в «группу прорыва» рейтинга регионов Национального рейтингового агентства.
Денис НОСАЧЁВ, министр инвестиционной политики:
По качеству инвести-ционного климата регион можно по праву считать лучшей практикой. В Новгородской области максимально снижены административные барьеры и хорошо работают механизмы сопровождения инвестиций. Инвесторы имеют право на налоговые льготы в части налогов на прибыль, имущество организации и др.