В субботу, 2 августа, в Великом Новгороде был дан старт строительству высокотехнологичного завода по производству безбалластных железнодорожных плит для высокоскоростной магистрали (ВСМ). В торжественной церемонии, посвященной этому событию — закладке первого камня, приняли участие министр транспорта России Андрей НИКИТИН, врио губернатора Новгородской области Александр ДРОНОВ и генеральный директор ГК «Нацпроектстрой» Алексей КРАПИВИН.
На родину российской государственности
Завод будет выпускать железобетонные плиты, необходимые для безбалластного пути ВСМ, а также полимерный упругий слой для защиты конструкции от повреждений.
Отечественная конструкция безбалластного пути разработана «Нацпроектстроем» специально для проекта ВСМ с учётом высоких требований к скоростному режиму и природных условий. Предприятие закроет до двух третей годовой потребности в плитах для эстакад и земляного полотна ВСМ Москва – Санкт-Петербург.
Строительство ВСМ начинается в этом году, а запуск движения запланирован на 2028 год. Протяженность маршрута составит 679 км, максимальная проектная скорость движения поездов — до 400 км/ч. Проект реализуется в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система».
ВСМ Москва – Санкт-Петербург — первый этап создания национальной сети высокоскоростных магистралей. В перспективе планируется строительство еще четырёх ВСМ по ключевым направлениям: Екатеринбург (через Нижний Новгород и Казань), Адлер, Рязань и Минск. Основные источники финансирования проекта — коммерческие (кредиты банков), а также бюджетные ассигнования. Механизм частно-государственного партнёрства — концессия позволит эффективно распределять ресурсы между участниками проекта.
— Сегодняшнее событие — важная веха в реализации одного из ключевых инфраструктурных проектов страны. ВСМ — это проект, который меняет представление о транспортной системе России. Мы говорим о новой скорости, новой связности и новой экономике регионов. Уже на первом этапе создаётся транспортный каркас, который не только объединит крупнейшие города, но и сформирует базу для долгосрочного роста и технологического развития, — заявил Андрей Никитин. — Великий Новгород — это один из древнейших городов России, наша первая столица, это родина российской государственности и точка опоры технологического будущего. Это не только история, это не только прошлое, но и самые современные технологии, самое современное образование. И, безусловно, крайне важно, что здесь, на новгородской земле, строится завод нового поколения, на котором будет освоен выпуск инновационных плит, ключевого элемента безбалластного пути для ВСМ. Той скорости, которую поставили задачу обеспечить, мы, конечно, не достигнем без этих элементов. Поэтому вопрос абсолютно принципиальный. Закладываются новые рабочие места, новые цепочки коопераций, новые возможности для бизнеса и регионального развития. Вокруг ВСМ объединяются десятки регионов, сотни предприятий, тысячи специалистов. Реализация проекта — не просто модернизация транспортной сети, это вклад в наш технологический суверенитет, промышленную независимость, устойчивое развитие.
Владимир ПУТИН, Президент России:
— Создание первой в стране высокоскоростной магистрали от Москвы до Санкт-Петербурга, а в дальнейшем и целой системы таких магистралей позволит укрепить статус России как важнейшего логистического звена всего Евразийского континента. Уверен, эти проекты будут востребованы нашими гражданами и нашей растущей экономикой.
Драйвер для региона
Завод будет построен по технологическим стандартам поколения 3+ с полной цифровизацией всех производственных процессов. Такой статус означает высший уровень промышленной автоматизации, который обеспечивает эффективное производство с непрерывным контролем качества.
Как отметил врио губернатора Новгородской области Александр Дронов, строительство ВСМ и завода станут драйверами развития экономики региона, в частности развития технического научного потенциала, развития Новгородского университета имени Ярослава Мудрого и новгородских колледжей.
— Мы получаем не просто новый завод, а целый технологический кластер, который принесёт новые возможности для развития смежных отраслей. Наш регион войдёт в принципиально новую транспортную реальность — из Великого Новгорода до Москвы или Санкт-Петербурга можно будет добраться за рекордно короткое время. Это кардинально изменит инвестиционную привлекательность области и качество жизни новгородцев, — подчеркнул он. — Но в то же время и москвичи, и петербуржцы, и все гости нашей области с комфортом смогут добраться к нам, прикоснуться к святыням, побывать на родине российской государственности, на родине российской демократии.
Также Александр Дронов напомнил, что соглашение с группой компаний «Нацпроектстрой» о строительстве на территории региона современного предприятия по изготовлению железобетонных плит для ВСМ было подписано полтора месяца назад на Петербургском международном экономическом форуме.
Рельсы на плитах
Группа компаний «Нацпроектстрой» — ведущий российский производственно-строительный холдинг полного цикла в сфере проектирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры. Включает порядка 100 организаций в 35 регионах России. В числе ключевых проектов — модернизация БАМа и Транссиба, строительство объектов магистралей М12, М4, М11, терминала перевалки угля в порту «Лавна».
Что касается мощности завода в Великом Новгороде, она составит более 100 тысяч сборочных единиц и более 3,6 миллиона квадратных метров полимерных материалов в год.
Необходимо добавить, что рельсовая плита НГП 4.0 — это полностью российская разработка, преимущества которой — высокая технологичность и ремонтопригодность. Она отличается от международных аналогов тем, что изначально разрабатывалась под российский рельс Р-65 и колею 1520. Её уникальная особенность заключается в том, что она может функционировать при температурах от минус 50 до плюс 50 градусов. В конструкции пути предусмотрен упругий слой из полимерного материала, который обеспечивает плавность хода и защищает конструкцию от повреждений.

Безбалластный путь долговечен — расчётный срок эксплуатации достигает 50–60 лет, и дешевле в эксплуатации — затраты в 3–4 раза ниже, чем у строения на балласте. У продукции новгородского завода нет аналогов не только в России, но и в мире.
— 12 миллиардов рублей инвестиций в этот завод — это наше вложение в технологическое лидерство России в сфере высокоскоростного транспорта. Мы создаем практически инновационный центр с полной автоматизацией процессов. График предельно сжатый — всего за год мы должны пройти путь от проектирования до выпуска первой продукции. К третьему кварталу 2026 года завод выйдет на полную мощность и обеспечит ВСМ необходимыми материалами, – отметил Алексей Крапивин.
* * *
Одним из символических моментов церемонии стал автограф с надписью Андрея Никитина на образце рельсовой плиты НГП 4.0: «Идём вперёд! 02.08.25». В свою очередь Александр Дронов сообщил: «Для Новгородской области это большая честь и в то же время это большая ответственность. И мы сделаем всё, что от нас зависит, чтобы проект был реализован, чтобы вся страна гордилась им. Друзья, спасибо. И в добрый путь!»
Ирина СЕМЁНОВА, директор школы № 13 Великого Новгорода:
– Очень важно и здорово, что за амбициозными планами по развитию Новгородской области идут конкретные шаги по их реализации. Строительство нового завода несомненно является важным фактором экономического роста, социального благополучия и технологического прогресса в нашем регионе.
Евгений КОЗЛОВ, генеральный директор ООО «КБ Сервис»:
– Рад данному событию, ведь эту тему обсуждали на инвестиционном совете не так давно. Локализация такого производства на территории региона даст не только мощный импульс промышленности, но и точно даёт запас производственных мощностей на будущее. Обсуждались планы по участию в строительстве ВСМ в Минск и ряд городов России. Это не может не радовать. Новгородчина будет развиваться!
Алексей МАКАШОВ, член Общественной палаты Новгородской области:
– Всегда внимательно слежу за строительством новых производств в Новгородской области. Чем их больше, тем выше занятость населения и заработные платы. Обидно, когда молодёжь уезжает из нашего региона. Надеюсь, это будет одним из кирпичиков в плотине, которая остановит отток молодых кадров из региона.
Дмитрий ЧЕБАНОВ, директор ГОАОУ «СОСШ «Спарта»:
– Новые рабочие места… Новая инфраструктура… Новые туристические маршруты… Итог: увеличение ВВП Новгородской области.
2 августа в Великом Новгороде состоялась двусторонняя встреча министра транспорта РФ Андрея Никитина с врио губернатора Новгородской области Александром Дроновым. Обсуждали развитие транспортной инфраструктуры и реализацию национальных проектов в регионе.
Александр Дронов отметил, что доля региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям, достигла 69,5%, в то время как целевой показатель составлял 61%. Для дорог агломерации этот показатель ещё выше — 89,7% при плане 85%.
— При развитии транспортной сети региона необходимо предусмотреть создание комфортной и доступной среды для всех категорий граждан, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Об этом как раз мы говорили на встречах с участниками СВО, — сказал врио губернатора.
Также на встрече обсуждались вопросы строительства газопровода, ремонта трассы А122 и развязки на М11, а также планы по ремонту федеральных трасс М10 и Великий Новгород – Псков.
Андрей Никитин отметил успехи региона и выразил готовность к дальнейшему сотрудничеству в области развития транспортной инфраструктуры, включая строительство ВСМ.















