- Магомед Магомедович, вы - основатель научной школы со сложным для непосвященных названием...
- Под моим руководством защитились 43 кандидата и один доктор наук по таким направлениям, как предпринимательство и развитие агропромышленного комплекса. И многие из них стали успешными предпринимателями. Что касается исследований, то мы разрабатываем методику для организации предпринимательской деятельности, изучаем взаимосвязь крупного и малого бизнеса, выявляем, от чего зависит конкурентоспособность фирмы и товара, и многое другое.
В частности, сейчас мы занимаемся малоизученной темой - оцениваем роль личностного потенциала предпринимателя при создании новых видов бизнеса. Это исследование имеет, на наш взгляд, большое практическое значение, так как оно во многом поможет начинающим предпринимателям успешно построить свой бизнес. Как известно, предпринимательская жилка есть далеко не у всех, но заниматься бизнесом можно научиться.
Наши теоретические исследования тесно связаны с практическими рекомендациями успешного построения бизнеса. Сначала мы изучаем новгородский рынок, отдельно городской и районный, затем исследуем спрос, предложение, конкуренцию в каждом секторе, ценовую политику, тенденции, выявляем и анализируем какую-либо проблему. Для получения более полной картины мы изучаем и мировую практику по этим вопросам. И только затем приступаем к разработке конкретных рекомендаций, выявлению ключевых факторов успеха для тех или иных предпринимательских структур, предлагаем алгоритм решения проблем.
Конкурент Италии
- Как выглядит новгородский рынок?
- Сразу бросается в глаза его выгодное географическое положение. Ведь мы находимся между Москвой и Санкт-Петербургом, и между городами налажено хорошее транспортное сообщение. Это предоставляет новгородским предпринимателям более широкий рынок сбыта, а также возможность завозить необходимое для производства сырье из Петербурга и Москвы. Однако есть и недостатки.
Так, в Новгороде, как известно, реализуется некоторая петербургская продукция, в то же время эти же товары стоят в Северной столице намного дешевле, чем у нас. Естественно, новгородцам выгоднее закупать их в Питере. Кроме того, существуют проблемы и в сельском хозяйстве. В частности, в Новгородской области маленькая площадь земельных участков, глинистые почвы, не очень благоприятный климат. Поэтому наша продукция по себестоимости дороже. А вот из других регионов страны и из Белоруссии привозят более дешевые товары, составляющие серьезную конкуренцию новгородским.
- А какие незанятые ниши на новгородском рынке выявили ваши исследования?
- У нас очень прибыльно заниматься овощеводством, мясным скотоводством, свиноводством. Однако есть проблемы с выращиванием зерна, которое в Новгороде стоит дороже, и, конечно, этот продукт выгоднее завозить. Главным образом потому, что уборка и сушка зерна требуют очень больших затрат. А вот на юге России зерносушилки вообще не нужны, так как там очень жаркое солнце, благоприятный климат. Но при желании производство зерна и у нас можно наладить успешно.
Новгородская область имеет большие резервы, и в целом у нас благоприятные условия для развития предпринимательства. Так, в регионе много свободной земли, много леса. Мебель в регион импортируется из Италии, тогда как можно более широко развернуть производство собственной, новгородской мебели, поставлять ее в другие регионы страны. И стоить она будет дешевле из-за близости источников сырья.
В советское время, как известно, хорошо была развита радиоэлектронная промышленность. Почему бы и теперь не появиться новым предприятиям, специализирующимся в этой области? Тем более что у нас - очень выгодное географическое положение, мы же не в Сибири живем.
Малый бизнес -
большие затраты
- Для того чтобы реализовать все эти идеи, в первую очередь нужны средства. Достаточно ли эффективна, на ваш взгляд, государственная поддержка предпринимательства в Новгородской области?
- Предпринимательство сейчас находится в сложном положении. С одной стороны, давят очень высокие налоги, с другой стороны, дорожает электричество, горюче-смазочные материалы, техническое оснащение. Конечно, предпринимателям нужна государственная поддержка, которая, на мой взгляд, в нашем регионе должна носить более системный характер.
Она должна содействовать развитию секторов рынка и рыночной инфраструктуры, увеличению вклада малых и средних предприятий в структуру рынка. К сожалению, в Новгородской области малый бизнес развивается медленно. Сравните: доля малых и средних предприятий в ВВП Германии составляет 57%, в Италии - 55%, в США - 52%, в Японии - 51%. У нас же - приблизительно 15%. Чувствуете разницу? А ведь, как я уже говорил, в регионе есть большие резервы.
Для развития малых и средних предприятий государство должно содействовать благоприятному их размещению на территории Новгородской области, ведь это не только обеспечит занятость населения, но и поможет восстановить сельское хозяйство. А оснащение предприятий современным оборудованием обеспечит их конкурентоспособность, поможет выйти новгородской продукции на мировой рынок. Кроме того, в отличие от Запада у нас нет структуры, которая занималась бы реализацией продукции. Ведь у фермеров практически нет времени самим ездить в город и продавать товар.
- От чего зависят успех и конкурентоспособность предприятия?
- Ключевой фактор успеха - хорошая идея. Не случайно на Западе есть понятие «рынок идей». Начинающему бизнесмену необходимо найти свободную нишу на рынке и организовать там работу. А конкурентоспособность товара зависит прежде всего от его качества и цены, а также сервисного обслуживания, дизайнерского оформления.
Например, в Новгородской области одним из успешных предприятий, руководитель которого удачно нашел свою нишу, можно назвать ООО «Бизон». Оно производит колбасные изделия высокого качества и поставляет продукцию не только на новгородский рынок, но и в Санкт-Петербург и другие города Северо-Запада. Конкурентоспособность фирмы во многом обеспечивает современное европейское оборудование.
Дёшево и качественно
- Какова роль рекламы в деятельности фирмы?
- Эффективность рекламы сейчас снижается. Стоит сказать, что оригинальная рекламная кампания может принести существенную пользу только на первом этапе выхода предприятия на рынок. Для достижения успеха предприниматель должен постоянно изучать желания потребителя и - самое главное - прогнозировать, как изменится спрос через два-три года. Ведь производство, как вы понимаете, должно быть адаптировано под будущий спрос, иначе товар очень скоро устареет.
Кроме того, главное в бизнесе - иметь преимущества товара над конкурентом. А для этого существуют очень простые подходы - нужно скопировать достоинства лучшего предприятия-конкурента, внедрить у себя и совершенствовать.
Ну, и при этом нужно всегда находиться на самом острие научно-технического прогресса, внедрять передовые технологии производства. Также можно увеличивать объем реализации продукции, при котором затраты на единицу продукции будут снижаться.
- Вы сами чувствуете в себе предпринимательскую жилку?
- Я в жизни практически всегда занимал руководящие должности. В советские годы был директором совхоза «Россия» в Новгородской области, 13 лет занимался предпринимательской деятельностью. И в университете помимо научной деятельности мне нравится заниматься организационной. В частности, я основал кафедру маркетинга и управления персоналом НовГУ. По натуре я человек спокойный, но очень требовательный. Я уверен, что успех любой организации, будь то фирма или кафедра, зависит от ее сотрудников. Надо сказать, что каким бы коллективом я ни руководил, мне всегда удавалось создавать сплоченную и активную команду, вместе с которой мы решаем любые проблемы. Ведь тупиковых ситуаций не бывает, нужно только приложить усилия, чтобы найти выход.
Владимир БОГДАНОВ (фото)