Как правило, несовершеннолетние испытывают трудности при устройстве на работу. У них нет профессиональных навыков, опыта, и им сложно выдержать конкуренцию наравне с другими. Необходимость принятия закона обусловлена и тем, что в области складывается неблагополучная ситуация в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время на учете в органах системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних состоят 1089 подростков, что значительно больше по сравнению с прошлым годом: 926 - в 2010 году, 870 - в 2009-м.
- Мы предлагаем ввести квоту в размере трудоустройства - один процент несовершеннолетних от числа работающих на предприятии. А само квотирование сделать на предприятиях, где работает свыше 100 человек. Так как работодатель обременяется определенным образом, то квотирование предусматривает выплату ему компенсации в размере одного МРОТ за человека, - поясняют в прокуратуре.
Понятно, что трудоустройство подростков осуществляется в соответствии с действующим законодательством в части норм, предусмотренных для этой категории граждан (сокращенный рабочий день, легкий труд и пр.) с выплатой заработной платы не менее установленного минимального ее размера. Направлять на то или иное предприятие подростка будет центр занятости.
По информации комитета труда и занятости населения Новгородской области, за прошедший год трудоустроено 3222 (за 8 месяцев 2011 г. - 2396 человек) подростка при плановом показателе 3100 человек. Хорошо в этом плане работают Боровичский, Новгородский, Любытинский и другие районы. Заключено свыше 300 договоров с предприятиями и организациями области. Порядка 50% из всех перечисленных подростков - это подростки из числа сирот, из семей безработных граждан, неполных и многодетных семей, малообеспеченных семей, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
- Одна из проблем при организации занятости подростков - это нежелание многих работодателей создавать рабочие места для этой категории граждан. На наш взгляд, это связано с дополнительной ответственностью по созданию здоровых и безопасных условий труда. Расходы на временную занятость подростков снижают показатели экономической эффективности предприятий. Бюджетные организации могут оплачивать временный труд учащихся только за счет экономии фонда оплаты труда, снижая тем самым размер материального стимулирования для основного персонала. Поэтому, кроме компенсации по оплате труда, следовало бы в областном законе предусмотреть компенсацию и по внебюджетным отчислениям, - считает Владимир ИВАНОВ, заместитель председателя комитета по труду и занятости населения области.
Отметим, что новгородцы не первые в подобной законодательной инициативе. Аналогичные законы уже приняты и успешно действуют на территории других субъектов Российской Федерации, таких, как в Республиках Саха (Якутия) и Марий Эл, Ленинградской, Белгородской, Смоленской, Ростовской, Тверской, Курской областях, и других. Причем в других регионах размер квоты по трудоустройству составляет от 3 до 5%.
Владимир МАЛЫГИН (фото)