Кроме того, договоры предусматривали более жёсткие по сравнению с Правилами поставки газа в Российской Федерации санкции к медицинскому учреждению за допущенное превышение норм расхода газа. При перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель должен был оплачивать газ, полученный сверх установленного договором лимита, за каждые сутки с применением повышающего коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Между тем применение таких коэффициентов к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями, к которым отнесены медицинские учреждения, прямо запрещено Правилами поставки газа в Российской Федерации.
- Медицинские организации, как и многие другие учреждения социальной направленности, не всегда могут самостоятельно разобраться в договорах, поэтому обычно подписывают тот вариант, который им предлагает вторая сторона. Однако типовые формы договоров, подходящие для взаимоотношений с коммерческими организациями, не учитывают особенностей законодательства, установленных для некоммерческих учреждений. Хотя с последних никто не снимает обязанности перед подписанием документов тщательно их проверять и изучать. Понятно, что медучреждение использует газ не для извлечения прибыли. Именно поэтому потребовалось вмешательство прокурора, - комментирует Ольга ВЛАСОВА, начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Новгородской области.
Указанные нарушения послужили основанием для обращения прокуратуры в арбитражный суд с требованием о признании договоров частично недействительными. Ответчики в ходе рассмотрения дел судом исключили незаконные положения из оспоренных договоров, и производство по делам прекращено в связи с добровольным исполнением требований прокурора.
Схожие нарушения выявлены прокурорами и в договорах с рядом детских садов и медучреждений Великого Новгорода и Малой Вишеры.