В этом году правительство РФ, единственный акционер ОАО «РЖД», приняло решение о выделении из федерального бюджета средств на содержание железнодорожной инфраструктуры электричек.
В качестве наглядного примера можно привести многострадальный поезд «Гудок», который не так давно из фирменного пассажирского превратился в обычный пригородный. Поезд проходит по территории трёх регионов: Новгородской и Ленинградской областей и Санкт-Петербурга, но львиная доля расходов этой электрички идёт на наш регион - здесь она делает больше всего остановок. Новгородская область платит СЗППК за электричество, работу машинистов, содержание самого поезда, но имеет право назначать собственный тариф на покупку билетов, таким образом выступая своеобразным соучредителем железнодорожной компании.
Таких поездов у нас ежедневно ходит от 86 до 90 в зависимости от сезона и дня недели. Как сообщил председатель комитета транспорта и связи администрации Новгородской области Андрей ШАРОНОВ, ежегодно на обслуживание этих электричек из бюджета области выделяется 13,5 млн. рублей. При этом, по данным, предоставленным СЗППК, их расходы на содержание электропоездов в нашем регионе в 2011 году составляют 345,78 млн. рублей.
По сути дела, в условиях новых рыночных отношений пригородные пассажирские компании - это фирмы, которые предоставляют регионам услуги по перевозке пассажиров за их счёт. Грубо говоря, Новгородской области предоставляется своеобразный «прайс-лист» со списком электричек и стоимостью их обслуживания. Область, в свою очередь, в целях экономии, имеет право отказаться от какой-либо «услуги», и тогда поезд отменяется, как это произошло несколько лет назад с маловишерской электричкой. Захочет область сэкономить - откажется ещё от нескольких поездов, а если вдруг появятся излишки, которые можно было бы потратить на перевозки пассажиров, появятся новые маршруты.
Однако за кадром пока остаётся один небольшой аспект - подвижной состав. Теперь, когда чётко определены и разграничены «зоны ответственности» субъектов и ОАО «РЖД», хотелось бы знать, за чей счёт будут покупать новые поезда. Ответ на этот вопрос нам дали в пресс-службе «Октябрьской железной дороги». Там предлагают считать тандем «ППК + субъекты» отдельной фирмой со своим уставным капиталом и материальными активами. ППК «вкладывается» электричками, депо, обустройством пригородных станций, а регионы должны в соответствующей пропорции внести деньги, которые пойдут на приобретение нового подвижного состава и улучшение сервиса.
Стоит напомнить, что год назад начальник ОЖД Виктор СТЕПОВ обрадовал новгородцев возможностью замены существующей электрички «Великий Новгород - Санкт-Петербург» на современный электропоезд «Ласточка», который бы долетал до Московского вокзала северной столицы со скоростью 160 км/ч за час с небольшим. В соответствии с новой схемой финансирования эта электричка, если мы захотим её увидеть когда-нибудь на вокзале в Великом Новгороде, должна быть куплена за счёт бюджета области, которая и 13,5 млн. выделяет с болью в сердце...
Анна КУПРИЯНОВА
Фото из архива «НВ»