Участники проекта «Учитель для России» привыкают к школьной жизни
Напомним: стартовавшая в 2015 году национальная программа «Учитель для России» — проект, призванный привлечь в школы молодых креативных специалистов, у которых нет педагогического образования, но есть желание работать с детьми.
В этом году к проекту подключились девять школ Новгородской области, готовых принять в штат непрофессионалов, прошедших ускоренный курс методики обучения детей.
Кадровый голод
Руководители учебных учреждений, участвующих в программе, говорят, что «Учитель для России» позволяет решить вопрос с укомплектованностью штатов.
— Наша школа — деревенская. От Великого Новгорода — всего в 15 минутах на машине, но учителя не хотят каждый день ездить. А среди тех, кто долго трудится у нас, много пенсионеров, — объясняет завуч Борковской средней школы Новгородского района Татьяна НАУМОВА. — Участникам проекта компенсируется аренда жилья в том населенном пункте, где находится школа. Это позволило в нынешнем учебном сезоне принять на работу двух учителей — истории и обществознания, русского языка и литературы.
По словам Валентина ВАСИЛЬЕВА, директора средней школы № 18 Великого Новгорода, уже не один год остро стоит вопрос с предметниками физико-математического профиля. А в рамках проекта учреждение на два года заключило контракт с математиком. И еще с учителем английского языка.
— Да, первый фактор, повлиявший на решение заявить школу в проект, — это кадры. А второй — возможность благодаря участникам получить новый взгляд на учебное пространство, изменить его на пользу детям и организации, — рассуждает Валентин Петрович. — Одно из требований к школам — дать постигающим азы профессии не только урочные часы, прикрепить к ним наставников, но и научить как традиционным, так и современным образовательным методикам. Наша школа является инновационной площадкой по внедрению педагогических технологий. Сейчас в отработке их десять. В этом учебном году будем апробировать применение квестов на уроках. Так что двум предметникам, пришедшим в школу в рамках реализации программы, есть чему поучиться.
Опытные специалисты в качестве недостатка проекта отмечают отсутствие у новичков профильного педагогического образования, что, естественно, сказывается на образовательном процессе: молодые учителя порой просто не знают, как добиться тишины в классе, привлечь к себе внимание, строить разговор с детьми. В рамках проекта для участников программы провели летнюю обучающую сессию по методике работы со школьниками. Но такой краткий курс оказался достаточным далеко не для всех. По признанию Васильева, у одного из новых учителей пока не всё получается так, как хотелось бы.
Найти себя
Филолог Борковской школы Анастасия НИКИТИНА признается, что мама-педагог всегда отговаривала её от учительской стези.
— И я не пошла в педвуз. Но, уже будучи студенткой, поняла, что по специальности работать не хочу. После получения диплома начались поиски себя — волонтером была, аниматором. И даже смотрителем музея в алтайской деревне. Там я проводила мероприятия для детей. И осознала, что мне нравится общение с ребятишками, — рассказывает Анастасия. — Когда увидела объявление о наборе участников проекта «Учитель для России», решила подать заявку. Правда, не сразу определилась, учителем чего хочу быть — истории или русского языка и литературы.
Участники проекта имеют право выбирать регион и учебное учреждение, в котором им впоследствии предстоит отработать два года. Никитина предпочла Новгородскую область Калужской, а на Борковской школе остановилась потому, что ее дружественная атмосфера напомнила музей алтайского села.
— Нагрузка у меня сейчас — 19 часов в неделю. Пока мне достаточно. Веду уроки в 5, 7, 8 классах. Первое время старалась проводить занятия больше в игровых форматах, которым нас обучали в ходе летней сессии. Но теперь постепенно перехожу к традиционным методикам, — поделилась первыми впечатлениями от работы начинающий учитель.
И добавила, что планирует по субботам свое свободное время проводить с деревенской ребятней в школе, предлагая мальчишкам и девчонкам подвижные, настольные, развивающие игры.
Учитель английского языка школы № 18 Великого Новгорода Сеал СЕРАДЖИ — выпускник МГИМО, владеющий английским, испанским и арабским языками:
— К моменту окончания института знал, что не буду делать дипломатическую карьеру. Трудился в торговой компании — получал хорошие деньги, но работа была скучной. А затем по международному проекту отправился в Колумбию учить английскому языку детей из бедного рабочего квартала. И вот там понял, что делаю полезное и увлекательное дело. По возвращении в Москву увидел рекламу программы «Учитель для России» и сразу решил принять в ней участие.
По мнению Сеала, недофинансирование сферы образования является одной из главных причин нехватки кадров в школах:
— Многие ребята все два года практической деятельности в классах не могут ответить на вопрос, останутся в педагогике по завершении проекта или нет. Дело в том, что дополнительная стипендия от партнеров программы и компенсация аренды жилья являются хорошим подспорьем для участников и плюс к школьной зарплате. А на то, чтобы остаться только на небольшом учительском заработке, не всякий решится. Мне нравится заниматься иностранным языком с учащимися. Уроки строю, отталкиваясь от интересов ребят в музыке, спорте, кино, литературе. И, как мне кажется, у меня получается быть педагогом. Но при этом для себя «Учитель для России» я рассматриваю как краткосрочный проект...
* * *
В настоящее время 19 участников программы «Учитель для России» трудятся в общеобразовательных заведениях нашего региона — в Боровичском, Старорусском, Парфинском, Новгородском районах и в областном центре. Останутся ли они в школах после её завершения? Это станет понятно через два года.