Дошколята сами выбирают для себя занятия
В подготовительной группе крестецкого детского сада № 2 «Родничок» — шумно и весело: ребятишки после завтрака на утреннем круге решают, кто в какой развивающий центр сегодня отправится. А выбрать есть из чего: центр математики, развития речи, кулинарии, книги, искусства, конструирования...
— Я пришла работать в «Родничок» как раз тогда, когда начался переход дошкольных учреждений на новый федеральный образовательный стандарт, — рассказывает воспитательница Ирина ВАЛГОНЕН. — То есть теперь нет в группе уроков в привычном понимании, когда все садятся за столы и занимаются, скажем, математикой или рисованием. Теперь вся обучающая, развивающая работа происходит в центрах, которые малыши сами себе выбирают. Вот на эту доску к указателю названий центров они по утрам вешают свои брелоки — так я знаю, кто из них чем будет занят, и исходя из этого выстраиваю учебный план. Моя задача — не пустить процесс на самотек, а каждому воспитаннику дать задание, увлечь его познавательным делом в выбранном им центре. При этом я должна еще и регулировать количество ребят, работающих по тому или иному направлению.
Сейчас в каждой группе каждого детского сада Новгородской области есть творческие центры. Точнее — островки, потому что это, как правило, стол или два с необходимым набором для занятий.
— Не нужно забывать, что и общую тему для всех центров — краткосрочную или долгосрочную на несколько недель — задают тоже сами ребята. Сейчас вот мы изучаем время. Выставку часов организовали. Есть у моих непосед желание посмотреть, как устроен часовой механизм. И если родители позволят, то разберем какие-нибудь часы. На утреннем круге один мальчик спросил: «Как движутся стрелки?». Мы его попросили дома вместе с мамой и папой составить рассказ на эту тему. Ну и я, конечно, тоже подготовлюсь и буду добавлять, — поделилась тонкостями работы воспитательница.
Кстати, в конце сентября Ирина Валгонен как победительница районного этапа приняла участие в заключительном туре областного конкурса профессионального мастерства в номинации «Воспитатель года». В число победителей, правда, не вошла, но, по ее признанию, взяла на заметку много новых методик работы с воспитанниками.
— Я выступала со своей программой по подготовке через игру детей старшего дошкольного возраста к 1 классу. Методики работы с ребятней в творческих центрах, в том числе с использованием игровых техник, дают хорошие результаты. Что же касается проектов коллег из других районов, о которых они рассказали на конкурсе, я обязательно буду в дальнейшем применять их в своей практике.
Пока мы беседовали, дети самостоятельно занимались в центрах. Но вот Ирина Валгонен посмотрела на часы и сказала, что на подходе — прогулка. Улыбаясь, добавила, что и на улице она своих любимцев нет-нет да и будет возвращать к рассуждениям о времени...